Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Совместное проведение интегрированных и тематических занятий» (планирование, подготовка, проведение)»
Музыкальный руководитель
ГКДОУ «Детский сад № 279 г.о. Донецк»ДНР
Целых Ольга Васильевна
МАСТЕР-КЛАСС
«Совместное проведение интегрированных
и тематических занятий»
(Планирование, подготовка, проведение)
Одним из важнейших методологических направлений становления современного образования является принцип интеграции.
Интеграция содержания дошкольного образования – один из ведущих принципов построения примерной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным стандартом (далее ФГОС).
Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования.
Деятельность всех специалистов носит «совместно-индивидуальный характер» (по Л. И. Уманскому), когда каждый работает «за себя», т.е. каждый педагог работает в своем помещении по своей программе и технологии, чтобы процесс воспитания и обучения детей был полноценным, комплексным и всесторонним, необходима взаимосвязь всех звеньев педагогического процесса, а значит взаимосвязь всех педагогов детского сада, согласованность их действий
Проанализировав содержание всех образовательных областей, можно наглядно увидеть, что около 90% поставленных задач ФГОС ДО можно реализовать на музыкальных занятиях.
Интегрированная образовательная деятельность, обладая большой информативной ёмкостью и возможностью использования всех методов и приёмов - от сюрпризных и игровых до серьёзных (рассматривание, прослушивание, сравнение, поиск) позволяет вовлекать, активизировать и развивать каждого ребёнка с разными типами темперамента и видами восприятия, а благодаря постоянному переключению детей с одного вида деятельности на другой, способствует снятию напряжения, предотвращая утомляемость и перегрузку нервной системы детей.
Таким образом, я считаю, что занятия музыкой в системе НОД, являются тем благодатным полем, где можно в комплексе решать задачи всех образовательных областей ФГОС ДО.
Но какие бы усилия по развитию и воспитанию детей мы, педагоги, не прилагали, какие новейшие технологии, методики не внедряли в свою работу, как бы не обновлялись подходы к организации работы в дошкольном учреждении – все будет напрасным, если дома, в семье ребенок не будет получать подтверждения тому, чему его учат в д/с, если у ребенка не будет уверенности в том, что его любят и ценят, о нем всегда заботятся.
В психолого-педагогической науке уже давно доказана эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми.
Я считаю, что различные совместные с родителями и детьми музыкальные мероприятия /занятия, развлечения, праздники/ наиболее подходят для решения данной проблемы, так как они включают в себя различные виды музыкальной деятельности.
Так возникла идея проведения совместных с родителями музыкальных занятий, развлечений и праздников.
Принципами взаимодействия с родителями:
открытость ДОУ для семьи (родители знают и видят, как развиваются их дети);
научность – весь консультативный материал базируется на современных научно-методических разработках в области музыкального воспитания;
доступность – все рекомендации и консультации предоставляются родителям в доступной и удобной для них форме;
сотрудничество – взаимоотношения с родителями строим на основе взаимопонимания и уважения;
комплексность – использование разнообразных методов и приемов;
создание развивающей среды и активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и ДОУ;
систематичность – сотрудничество музыкального рук. и родителей осуществляется регулярно на протяжении всего периода пребывания ребенка в ДОУ.
Направления и формы работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ:
Познавательные (обогащение родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей):
- Родительские собрания в начале и в конце учебного года
Наглядно-информационные (донести до родителей любую информацию)
Информационно-аналитические (изучение особенностей семьи):
- Сравнительный мониторинг инициативности и активности позиции родителей на начало и конец учебного года.
Все это помогает улучшить качество музыкального воспитания детей в детском саду и приводит к тесному взаимодействию музыкального руководителя и семьи.
Показатели результативности:
- повышение компетентности родителей по вопросам художественно-эстетического развития ребенка, активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Новой формой взаимодействия с семьями воспитанников нашего ДОУ, является клуб для родителей«Дружная семья». Клубная форма общения позволяет избежать формального подхода, оставляет за участниками право выбора, привлекает родителей к совместному проведению досугов, музыкальных занятий. Помогает узнать о формах и методах развития одаренности, в условиях семьи. Работу в нем мы выстраиваем по следующим направлениям: 1.Информационно-аналитическое направление. Реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных. Находят решение ряд задач: выявить интересы и предпочтения родителей; выявить уровень их осведомленности в вопросах образования и воспитания детей; узнать семейный опыт, традиции воспитания детей. 2.Познавательное направление. Реализуется через консультации, беседы, тематические собрания. Основной задачей этого направления работы с семьей является: повышение компетентности родителей в вопросах по развитию интеллектуальных возможностей ребенка. 3.Наглядно-информационное направление. Реализуется в подборе информации и оформления папок передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием работы, которая реализуется в образовательной области «Музыка», а так же узнать о формах и методах развития одаренности, в условиях семьи. Получить индивидуальный маршрут для своего ребенка, по типу его одаренности. 4.Практическое направление. Реализуется в непосредственном участии родителей в мероприятиях художественно-творческого типа, тематические собрания, помощь в проведении домашних вечеров, семейных праздников. Цикл тематических интегрированных занятий, итоговые мероприятия проектных видов деятельности, совместные развлечения с участием детей и родителей, консультации, беседы. Основной задачей этого направления работы с семьей является: повышение уровня активности родителей во взаимодействии и сотрудничестве с педагогами, раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей.
План работы клуба для родителей «Дружная семья».
Октябрь В моем городе Золотая Осень Цикл тематических интегрированных занятий, итоговые мероприятия проектных видов деятельности, совместные развлечения с участием детей и родителей, консультации, беседы.
Ноябрь Люби, меня, мама! Дни открытых дверей, итоговые мероприятия проектных видов деятельности, совместные развлечения с участием детей и родителей
Декабрь Семейный праздник «Новый год!» Совместные праздники и развлечения с участием детей и родителей, цикл тематических интегрированных занятий, консультации, беседы.
Февраль Мой любимый папа! Праздники и развлечения с участием детей и родителей, цикл тематических интегрированных занятий, консультации, беседы.
Март У кого красивей мама? Праздники и развлечения с участием детей и родителей, цикл тематических интегрированных занятий, консультации, беседы.
Апрель Весна пришла – тепло принесла! Итоговые мероприятия проектных видов деятельности, совместные развлечения с участием детей и родителей, консультации, беседы.
Как любое клубное объединение клуб действует на добровольных началах, приглашаем родителей на родительских собраниях в группах, налаживаем партнерские, взаимоотношения в процессе подготовки к утренникам.
Активно действует «Родительская почта» вопросов и ответов. На открытом листе родители могут записать интересующий, их вопрос, а рядом другие родители могут написать то, что они об этом вопросе знают, и если на листе есть удовлетворяющий всех ответ – ставится восклицательный знак, а если вопрос не нашел решения, ответ пишет специалист ДОУ.
В ежедневной, и многолетней работе музыкального руководителя с детьми, невозможно недооценить роль педагога. На нас лежит огромная ответственность, в процессе определения маршрута музыкального развития ребенка. Необходимо подобрать формы и виды освоения различных видов музыкальной деятельности, используя нетрадиционные подходы к организации процесса обучения, способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития музыкальных способностей дошкольников, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду,
рекомендовать продолжать развивать способности на более высоком, профессиональном уровне, уже за пределами детского сада. Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов в процессе творческого взаимодействия музыкальный руководитель-воспитатели–дети–родители. Воспитатели и родители принимают активное участие в работе клуба.
Приложение 1
Интегрированное занятие «В гостях у сказки»
для детей старшего дошкольного возраста
(совместно с родителями, воспитателем, педагогом – психологом,
музыкальным руководителем)
Задачи:
1. Вызвать эмоциональную отзывчивость на событие сказки.
2. Учить детей различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности, создающие образ, развивать умение высказываться об эмоционально – образном содержании музыки.
3. Познакомить с новой техникой рисования: роспись по стеклу; создавать выразительные цветовые и фантазийные образы; поддерживать творческие проявления.
Используемый материал:
1. Портрет композитора П.И. Чайковского.
2. Карточки с графическим изображением.
3. Музыкальный центр, диск.
4. Иллюстрация Бабы Яги, иллюстрированная книга и «книга» для детей.
5. Листы бумаги, простые карандаши, кисти, краски по стеклу, стеклянные подсвечники, природный материал по количеству детей.
4. Использование пальчиковой гимнастики и коммуникативных игр «Давай поздороваемся», «Мы с тобой одна семья».
5. Вопросы, ответы.
6. Портрет композитора, иллюстрация Бабы Яги, иллюстрированная книга.
7. Оценка деятельности детей.
8. Использование театральных атрибутов (костюмы «Баба Яга», «Сказочник», «Почтальон Печкин»).
Музыкальный репертуар:
1. «Баба Яга» музыка П.И. Чайковского.
2. Подвижная игра «Баба Яга» музыка и слова С. Насауленко.
3. «Малыш в лесу» (волшебные голоса природы).
4. «Баба Яга» музыка А. Лядова.
Персонаж:
Почтальон Печкин – воспитатель.
Предварительная работа:
1. Чтение русских народных и зарубежных сказок.
2. Просмотр мультфильмов.
3. Составление рассказов по картинам.
4. Слушание музыки «Баба Яга» музыка П.И. Чайковского.
5. Разучивание пальчиковой гимнастики, коммуникативных и музыкальных игр.
6. Разучивание стихотворения «Дружба».
Ход занятия
Дети с родителями заходят в зал
Педагог – психолог.Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые родители! Я пожелала вам здоровья и сейчас предлагаю пожелать здоровья друг другу.Для этого родители встаньте в маленький круг, дети в большой. Под веселую музыку будете здороваться друг с другом, не забудьте подарить улыбку!
Игра «Давай поздороваемся!» под песню «Барбарики»
Педагог – психолог.Присаживайтесь, пожалуйста!
Дети с родителями садятся на ковер
Стук в дверь, под музыку входит Печкин
Печкин.Здравствуйте! Это Детский сад № 352? (Ответы детей) Я принес вам посылку. Только просто так я её вам не отдам. Отгадайте, кто прислал посылку: Она помогла Золушке попасть на бал?
Дети.Сказочная фея!
Печкин.Примите посылку.
Дети.Спасибо, Печкин.
Печкин.До свидания, мне пора! (Уходит)
Педагог-психолог.Интересно, что в посылке, посмотрим? (Ответ детей)
Открывает посылку, достает письмо
Звучит волшебная музыка «Малыш в лесу»
Педагог – психолог (читает письмо). «Дорогие ребята! Я знаю,что вы любите сказки и предлагаю вам попасть в мир сказки. В помощь я вам даю волшебную палочку и книгу. А какая будет сказка, зависит от вас!»
Педагог – психолог надевает плащ, берет в руки волшебную палочку
Педагог – психолог.Закройте все глаза. По взмаху моей волшебной палочки мы превратимся в сказочников. Раз, два, три, наша сказка оживи! (Достает книгу)
Педагог – психолог открывает 1 страницу книги
на лесной полянке возле красивого домика изображен веселый гномик
Педагог – психолог.Скажите, как можно начать нашу сказку?
Дети.Жил – был на лесной полянке гном…
Педагог – психолог.Посмотрите, какое настроение у гнома?
Дети.Веселое…
Педагог – психолог.Покажем нашего веселого гнома.
Дети показывают мимикой и пантомимикой веселого гнома
Педагог – психолог.И назвали его Весельчак.
Педагог – психолог открывает 2 страницу гномик с друзьями играют на полянке
Воспитатель.Гномик – он и с ним всегда, его лучшие друзья. Кто же друзья у гномика? (Ответы детей)
А вы, ребята, дружные? (Ответы детей)
Сейчас, мы все вместе поиграем в игру!
Дети и родители встают в круг
Игра «Мы с тобой одна семья»
Мы с тобой одна семья: (движения по тексту)
Вы, мы, ты, я.
Потрогай нос соседу справа,
Потрогай нос соседу слева!
Мы с тобой – друзья,
Мы с тобой – одна семья!
Обними соседа – справа,
Обними соседа - слева!
Мы с тобой – друзья,
Мы с тобой – одна семья!
Улыбнись соседу - справа,
Улыбнись соседу – слева!
Мы с тобой – друзья,
Мы с тобой – одна семья!
Поцелуй соседа – справа,
Поцелуй соседа – слева!
Мы с тобой – друзья,
Мы с тобой – одна семья!
Педагог – психолог.Жили – жили, поживали,
Друг друга …не обижали,
Играли – гуляли и в темный лес попали…
Воспитатель открывает 3 страницу гномик с друзьями попали в темный лес
Дети с родителями садятся на ковер
Звучит вступление музыки «Баба Яга» П. И. Чайковского
Музыкальный руководитель.Кого же встретил гномик с друзьями в темном лесу?
Дети.В лесу гномик с друзьями встретили Бабу Ягу.
Музыкальный руководитель.Как называется музыка и кто композитор? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель показывает картинку Баба Яга,
портрет композитора
Музыкальный руководитель.Как рассказывает музыка о Бабе Яге? Послушайте внимательно.
Слушание произведения «Баба Яга» музыка П.И. Чайковского
Музыкальный руководитель (оценка деятельности детей). Какой темп у музыки? Почему?
Дети.Быстрый.Баба Яга все время что-то делает: летит на метле, принюхивается, прислушивается, смотрит по сторонам, ищет кого-то.
Музыкальный руководитель.О музыке можно не только говорить,но и изобразить ее графически. Сейчас нужно выбрать карточку с быстрым темпом. Кто желает?
Ребенок выбирает соответствующую карточку и показывает ее
Музыкальный руководитель (оценка деятельности детей). А вы, дети, рисуете каждый в своей карточке.
Дети (помощники) раздают карточки и карандаши на своих местах изображают «быстрый темп»
Музыкальный руководитель.Дети, как вы думаете, как Баба Яга двигается?
Дети.Подпрыгивает, ковыляет, хромает.
Музыкальный руководитель (оценка деятельности детей). Музыка отрывистая, резкая, скачущая; композитор использовал приемы игры, которая называется стаккато, обозначается точками.
Музыкальный руководитель показывает соответствующую карточку
Предлагает детям изобразить на своих листах
Музыкальный руководитель (оценка деятельности детей). О музыке мы с вами рассказали, изобразили ее графически. А можно показать музыку? Как?
Дети.Мимикой, движением тела.
Музыкальный руководитель (оценка деятельности детей). Где живет Баба Яга?
Дети.В лесу, в старой избушке на курьих ножках.
Музыкальный руководитель.Я вам предлагаю показать злую Бабу Ягу и ее старую избушку на курьих ножках.
Дети и родители выходят на середину зала
Упражнение «Баба Яга в избушке» (мимика, «скрип» голоса, движения)
Музыкальный руководитель (оценка деятельности детей). А сейчас под музыку П.И.Чайковского каждый изобразит свою Бабу Ягу.
Этюд «Баба Яга» музыка П.И.Чайковского
Музыкальный руководитель.Гномик и его друзья захотели подружиться с Бабой Ягой. Баба Яга предложила сыграть в ее любимую игру. Гномик с друзья согласились. А вы хотите поиграть? Кто желает сыграть роль Бабы Яги?
На ребенка одевают костюм Бабы Яги, объясняют правила игры
Музыкальная игра «Баба Яга» музыка и слова С. Науменко
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, Гномик с друзьями захотели дружить со злой Бабой Ягой? (Ответы детей)
Звучит музыка «Малыш в лесу»
Воспитатель.Дружно возьмемся за руки и покинем темный лес.
По лесочку мы гуляли,
И немного все устали.
Вот немножко отдохнем
И на полянку вновь придем.
Воспитатель открывает 4 страницу гномик с друзьями рисуют
Воспитатель.У друзей всегда есть любимые дела…
Какие же любимые дела у Гномика Весельчака и его друзей? (Ответы детей) Авы, ребята, любите клеить, рисовать, выстригать, лепить? (Ответы детей) Если мы сказочники, то нам надо знать, какими цветами красок можно изобразить того или иного героя. Подумаем, какими цветами мы можем изобразить Бабу Ягу, Гномика? (Ответы детей)
Воспитатель (оценка деятельности детей). А сейчас мы с вами приготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
Под музыку дети и родители берут приготовленные материалы для создания творческой работы, начинают создавать свою сказку
Педагог – психолог.Молодцы. Ребята! У вас очень хорошо, получается сочинять сказки, вы настоящие сказочники. Волшебная фея приготовила для вас еще одно задание. Она дарит вам книги, которые станут волшебными, только после того, как вы нарисуете в них свою сказку. Закройте глаза, по взмаху моей волшебной палочки, мы с вами превратимся в девочек и мальчиков.
Играет музыка, дети превращаются в девочек и мальчиков
Педагог – психолог.Возьмемся за руки и расскажем наше любимое стихотворение про дружбу.
Хорошо, когда с тобою рядом друг.
Я люблю его улыбку и тепло его рук.
Друг всегда со мной играет, понимает и прощает,
Без него я так скучаю!
Хорошо, когда с тобою рядом друг!
Воспитатель.Благодарим вас за участие в нашей сказке. Оставайтесь всегда такими же добрыми, веселыми, дружными. До новых встреч!
Приложение 2
Конспект совместной деятельности
музыкального руководителя
с детьми и родителями в младшей группе.
«По следам колобка»
Программные задачи:
Обучение детей эмоционально откликаться на воспринимаемое,
включаться в общение со взрослыми через речевые и игровые действия;
Сближение детей, родителей, музыкального руководителя через общение в игре, творчестве;
Развитие: мелкой моторики, речи, памяти детей, слухового внимания, наблюдательности, умения действовать по сигналу;
Улучшение пространственной ориентации;
Обучение приемам релаксации, снятия напряжения.
Материал:
Стулья по количеству участников;
Игрушки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса;
Большой мяч
Мешочки с песком по числу участников.
Ход мероприятия
1-я часть «Приветствие»
Музыкальный руководитель приглашает участников в круг.
Музыкальный руководитель:
Снова встретится мы рады с вами, мамы, с вами, детки.
Чтобы всем нам вместе быть,
Надо круг нам сотворить.
За руки скорей беритесь,
В круг большой становитесь.
Музыкальное приветствие: Е. Макшанцевой «Здравствуйте ладошки».
По окончанию поприветствовать взрослых (по трезвучию).
2- часть «Знакомство»
Родители садятся в круг, сажают детей себе на колени.
Коммуникативная игра «Перекати мяч»
(Каждый родитель пропевает свое имя в импровизационной форме, и имя своего ребенка, перекатывает мяч следующему и т.д.)
3- часть «Театрализация»
Музыкальный руководитель: Дорогие дети и родители. Вот мы и познакомились поближе и помог нам в этом чудесный желтый мяч.
Кто же мне подскажет? На какого сказочного героя он похож? (наколобка).
Музыкальный руководитель: Предлагаю вспомнить любимую сказку малышей. Родители вы нам поможете?
(Участвуют все. Сказку помогает рассказывать музыкальный руководитель, родители обыгрывают, музыкальный руководитель по ходу выдает игрушки героев сказки родителям.)
Жили были дед да баба, говорит как-то дед бабе «………………».
Баба по коробу помела «…………………»,
Поставила на окошко студиться, а колобок прыг, да и покатился.
Звучит фоновая музыка(Дети и родители бегут по кругу)
Катится, катится колобок, а на встречу ему «…………».
Звучит веселая музыка (все прыгают как зайчики)
И говорить заяц колобку «…».
А колобок ему отвечает «…».
Звучит песенка колобка(обрезанная) –родители и дети допевают продолжение песни.
И покатился колобок дальше.
Звучит фоновая музыка(Дети и родители бегут по кругу)
Катится, катится колобок, а на встречу ему «…………..».
И говорить волк колобку «…………».
А колобок ему отвечает «…………».
Звучит песенка колобка(обрезанная) –родители и дети допевают продолжение песни.
И покатился колобок дальше.
Звучит фоновая музыка(Дети и родители бегут по кругу)
Катится, катится колобок, а на встречу ему «………».
И говорить медведь колобку «…………».
А колобок ему отвечает «…………»
Звучит песенка колобка(обрезанная) –родители и дети допевают продолжение песни.
И покатился колобок дальше.
Да вот не просто покатился, а пританцовывая.
Танец «Колобок» (в кругу)
Катится, катится колобок, а на встречу ему «……».
И говорить лиса колобку «……………».
А колобок ей отвечает «…………».
Да вот лисица хитрой оказалась и говорить колобку «……………».
Колобок сел лисице на носочек, да запел еще разочек, а лисичка его «…»
Сьела???? Такого красивого и румяного? Давайте мы колобка лисичке не отдадим, а лучше испечем для нее пирожки.
4- часть «Вокализация»
Исполняют песню Е. Теличеевой «Пирожки»
5- часть «Музыкально- ритмическая»
Музыкальный руководитель: Предлагаю присесть в круг, отдохнуть и поиграть.
Музыкально- ритмическая игра «В кругу»
(Дети и родители присаживаются в круг. Под трехчастную форму музыкального произведения выполняются поочередно движения. Игра проводится 2 раза. На второй раз усложняется.
Музыкальный руководитель: На прощание для вас, заведем мы дружный пляс!
Парный танец детей с родителями «Звонкие ладошки»
6-я часть «Прощание»
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, молодцы родители! Как весело и задорно мы провели время!
– Кто же к нам в гости приходил, вспомните. Родители помогайте!