Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс" развитие речи детей посредством пальчиковых игр"»
С каждым годом все чаще в дошкольное учреждение поступают дети с недостаточно развитой речью. Это уже становится проблемой, так как в современном мире овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности.
Нарушение речи может спровоцировать развитие у ребенка чувства неполноценности, неуверенности в себе. И здесь встает вопрос: а как можно помочь малышам справиться с этой проблемой? Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Поэтому, для того, чтобы ребёнок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки. И здесь на помощь приходят простые и веселые пальчиковые игры. Такие игрыразвивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и всякисть, тем лучше ребёнок говорит.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей.
Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи. Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Театрализованное представление «Кошка и котята»
с использованием пальчиковых игр.
Цель: развитие речи и мелкой моторики детей с использованием пальчиковых игр.
Задачи: продолжать разучивать с детьми пальчиковые игры. Учить детей понимать содержание потешек и песен, активизировать речь детей, вызывать желание проговаривать слова потешек. Развивать мелкую моторику и регулировать мышечный тонус в кистях рук, согласовывать выполняемые движения с содержанием потешек. Вызвать у детей положительные эмоции используя художественное слово. Стимулировать развитие мышления, внимания, воображения, воспитывать быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Оборудование: игрушки – кошка, котята.
Ход представления.
Воспитатель (обращает внимание малышей на кошку, заранее поставленную на окно).
Посмотрите. На окошко
Села серенькая кошка.
Кошка в гости к нам пришла,
Смотрит на ребят она.
Ребятки, давайте познакомимся с кошкой. Позовём её к нам. Как мы позовём кошку?
Д е т и: кис-кис-кис. Кис-кис-кис. (Сопровождают слова движениями: протягивают руки к кошке, кисти рук повёрнуты вверх, сгибают и разгибают пальчики следуя показу воспитателя. Можно позвать очень тихо, затем погроме и громко) Упражнениепредварительно применялось на других занятиях с другими персонажами – звали собачку, куклу и т.д.
Воспитатель (берёт кошку и обыгрывает стихотворение).
- Кошка, как тебя зовут?
- Мяу!
- Стережёшь ты мышку тут?
- Мяу!
- Кошка, хочешь молочка?
- Мяу!
- а в товарищи щенка?
- Фррр…
Дети, кошка хочет дружить со щенком? Не хочет! Фыркает. Кошечка, а с ребятами хочешь дружить?
К о ш к а: Мяу!
В о с п: Расскажи нам, кошечка, о себе.
К о ш к а
Вы со мной знакомы близко.
Я – приветливая киска.
Кверху – кисточки на ушках,
Когти спрятаны в подушках.
Чистоплотна, аккуратна,
Если гладят – мне приятно.
Не таю своих привычек -
Я люблю мышей и птичек.
В темноте я зорко вижу,
Понапрасну не обижу –
Но дразнить меня опасно – я царапаюсь ужасно.
В о с п: Ребята, покажите, как кошка царапается. (Дети, по показу воспитателя, зажимают в кулак пальчики одной руки. Затем «выпуская коготки» проводят ими по ладони другой руки. Повторяют другой рукой. Кошка хвалит детей). Игра проводилась во время проведения утренней зарядки.
Дети, кошке нравится, когда её гладят? (Ответы детей). Хотите её погладить по мягкой шерстке? (Гладят).
В о с п: Кошка-кошечка, спой нам немножечко.
Воспитатель и К о ш к а поёт, дети подпевают (мелодия русской народной песни «Я на горку шла». Дети слушали и подпевали звукоподражания на музыкальных занятиях.
Кошка-кошечка,
Кошка-кошечка,
Спой нам песенку скорее.
Спой немножечко! (2 раза).
Мяу, мяу, мяу, мяв!
Мяу, мяу, мяу, мяв!
В о с п: Кисонька, как ты хорошо поёшь! Спой с нами ещё раз. (повторяют).
А теперь, Кисонька, посмотри, какие весёлые ручки у ребят, как они умеют плясать (Дети становятся в круг и исполняют танец) Разучивали на музыкальных занятиях.
Ладушки
Ладушки, ладошки. Звонкие хлопошки
Хлопали в ладошки, хлопали немножко. Да-да-да
Кашку варили. Ложечкой мешали,
Куколку кормили, кошечке давали. Да-да-да.
Кулачки сложили, кулачками били
Тук, тук, тук да тук. Тук, тук, тук да тук. Да-да-да.