Мастер-класс "Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий"
Мастер-класс "Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий"
Мастер-класс подготовлен для педагогов дошкольного образования, проведен в рамках заседания группы профессионального общения. Педагоги ознакомлены с теоретическими основами развития произвольного поведения старших дошкольников, с критериями отслеживания результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий"»
Мастер-класс
«Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий»
Цель:
повышение профессионального мастерства педагогов по развитию произвольного поведения у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий.
Задачи:
1. Рассмотреть игровые технологии с точки зрения их педагогической ценности для развития произвольного поведения дошкольников.
2. Продемонстрировать результаты опыта работы по развитию произвольности у дошкольников.
3. Отработать приемы по развитию произвольного поведения дошкольников с педагогами в игровых упражнениях.
Ожидаемый результат:
Педагоги ознакомлены с теоретическими основами развития произвольного поведения дошкольников. Педагоги ознакомлены с результатами работы по развитию произвольного поведения дошкольников, с критериями отслеживания. В игровых упражнениях отработаны приемы по развитию произвольного поведения дошкольников.
1 часть: Прогноз погоды. Разминка.
Добрый день уважаемые коллеги! - Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит вовсю. Как мы видим по рисункам, погода в нашем коллективе отличная, я надеюсь, что она не испортится к концу встречи.
2 часть: Теоретическая.
1 слайд. Тема нашего мастер-класса «Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий», почему я обратилась к этой теме? В процессе работы часто видела, что дети не могут контролировать свою двигательную активность, действовать точно по инструкции взрослого, подчиняться правилам, не умеют управлять собой в различных ситуациях, доводить начатое дело до конца. Возникают проблемы с дисциплиной. Знакомая ситуация? Одной из причин таких ситуаций является не сформированная произвольность поведения. Выбранную тему считаю актуальной, потому что, формирование произвольности поведения лежит в основе многих процессов дошкольного детства. В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных средств развития произвольности поведения.
2 слайд. Очевидно, что развитые формы произвольности не появляются внезапно и не даются ребенку в готовом виде, их базовые основания закладываются в раннем возрасте и формируются на протяжении всего дошкольного детства.
3 слайд. Формирование у ребенка полноценной функциональной структуры процессов осознанной саморегуляции, произвольной активности является специальной задачей взрослых, которая решается в разных видах доступной ребенку деятельности, на разных этапах его психического развития, при разных формах взаимодействия взрослого и ребенка.
4 слайд. Последние изменения в системе дошкольного образования с внедрением ФГОС обозначили серьезные недоработки в организации образовательного процесса в ДОУ: в данном случае была пересмотрена непосредственно образовательная деятельность, система занятий заменена игровыми, адекватными формами образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игра – как ведущая деятельность дошкольника, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми, нормы и правила поведения заняла вновь свое почетное место.
На развитие произвольного поведения оказывают влияние все виды детской деятельности, но ведущее место, по исследованиям ученых, принадлежит игре.
В игре происходит и развитие волевых качеств, таких как:
Слайд 5. - умение ограничивать свои желания,
Слайд 6. - преодолевать препятствия,
Слайд 7. - подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения,
- в своих поступках следовать положительному примеру.
Каждый из перечисленных параметров критически важен для функционирования здоровой личности, и дезинтеграция одного из них неизменно ведет к нарушению адекватной психической активности личности ребенка, нарушению его адаптации в школе и развития в социальной среде.
Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционно считаются игры с правилами. Именно в такой игре дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли они действуют.
Слайд 8. Работу по изучению развития произвольного поведения дошкольников я начала в сентябре 2013 года с детьми средней группы (4-5) лет. Для этого я разработала критерии оценки в данном направлении на основе методики Д.Б.Эльконина. (приложение 1)
Проведя сопоставительный анализ, я установила наличие разной степени сформированности необходимых качеств.
Слайд 9. У одной части детей преобладали решительность и самостоятельность, однако слабо развиты такие волевые качества, как упорство, настойчивость, выдержка. Другие дети не обладали достаточной дисциплинированностью и ответственностью. (приложение 2)
Вывод: У детей группы низкий уровень сформированности произвольного поведения. Для формирования этого качества поставила себе цель: Подобрать систему игр, способствующих развитию произвольного поведения дошкольников.
Слайд 10. Приступая к подбору системы игр и упражнений для формирования у дошкольников волевых качеств, произвольности и саморегуляции поведения, я ориентировалась на то, что это должны быть:
Слайд 11. а) игры по правилам или с правилами;
Слайд 12. б) коллективные, Слайд 13 партнерские игры, в которых партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;
Слайд 14. в) в них должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;
Слайд 15. г) в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение);
Слайд 16. д) релаксационные упражнения, способствующие снятию эмоционального напряжения, развитию терпения и выдержки.
Слайд 17. В подготовительной группе к решению задачи произвольного поведения я подключили родителей.
Слайд 18. Результат на конец 2015-2016 учебного года: высокий уровень – 85%; средний уровень – 11%; низкий уровень – 4%.
Слайд 19. Вывод: систематическая работа по формированию игры с правилами не только способствует общему развитию детей, но и существенно облегчает их подготовку к обучению в школе, где особенно важным становится умение подчиняться обязательным нормам и правилам.
3 часть: Практическая.
Я предлагаю вам некоторые из этих игр.
«Чужие колени».
Предлагаю вам сесть в тесный круг. Каждый участник кладет свои руки на колени соседям. Причем правая рука каждого оказывается на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева. В результате на собственных коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу: на левом колене — правая рука соседа слева, а на правой — левая рука соседа справа. Разобравшись с этим, можно приступать к выполнению упражнения. Упражнение ведется на выбывание. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка. Упражнение заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга. Поначалу это не так просто, как кажется, поскольку все руки расположены на чужих коленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность падает, участник ошибается.
«Развитие способности к произвольному переключению внимания».
Предлагаю вам лист с буквами. Нужно построчно следить взглядом по строчкам листа и последовательно зачеркивать заранее заданные буквы, например, «к» и «р»:
Упражнение на произвольность поведения. Перед вами лист с нарисованными геометрическими фигурами. Закрасьте цветным карандашом каждую их них. Вы должны делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребёнок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. Ребёнок шести - семи лет аккуратно закрашивает 15—20 фигур.
Упражнение на развитие произвольного внимания. Перед вами лист бумаги, цветные карандаши. Нарисуйте в ряд 10 треугольников. А теперь, будьте внимательны, так как инструкция произносится только один раз: «заштрихуйте красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Затем предлагаю выполнение других заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.
"да" и "нет" не говорите. 1. Ты любишь смотреть мультфильмы? 2. Ты любишь слушать сказки? 3. Ты хочешь играть в прятки? 4. Ты любишь болеть? 5. Тебе нравится чистить зубы? 6. Ты хорошо рисуешь? 7. Ты умеешь собирать матрешку?
Дети пяти-шести лет делают не более 1-2 ошибок, под которыми понимаются слова "да" и "нет".
«Черепахи».
Воспитатель встает у одной стены помещения, участники игры – у другой. По сигналу воспитателя участники начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты воспитатель подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самый последний. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем воспитатель обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.
4 часть: Рефлексивный круг.
Все участники педагогического взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: как изменилась погода? - расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу занятия и в его конце; - что нового вы узнали, чему научились; - каковы причины этого; - как вы оцениваете свое участие на занятии.
Мне было важно услышать ваше мнение. Я предлагаю вам буклеты по теме мастер-класса. (Приложение 3)
Литература:
1. Афонькина Ю.А. «Развитие интегративных качеств дошкольников». Волгоград «Учитель», 2013г.
1. Гуткина Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе [Текст] / Н.И. Гуткина //Психолог в детском саду. – 2007. - № 4. – С. 15.
2. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] /А.Н. Леонтьев// Избр. психолог, произведения: В 2-х т. - М., 1983. - Т.1. - С. 303-323.
3.Михайленко Н.Я. Взаимодействие взрослого с детьми в игре [Текст] /Н.Я. Михайленко,Н.А. Короткова //Дошкольное воспитание. - 1993. - № 3. - С.15; №4.- С.18-23.
4.Михайленко Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] /Н.Я. Михайленко,Н.А. Короткова. - М., 1994. – С.109
5. Михайленко Н.Я., Петрова О. К вопросу о строении игр с правилами /Н.Я. Михайленко, О.К. Петрова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 1. - С.37-42.
6. Руководство играми детей в дошкольном учреждении [Текст]: Из опыта работы. /Под. ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1986. – С.112
7. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности [Текст] /Е. Смирнова //Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - С.70-73.
8. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. – С.360
Интернет ресурсы:
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/rol-sverstnikov-v-formirovanii-proizvolnogo-povedeniya-doshkolnikov#ixzz3ZQGbVcZq
This content was illegally copied from http://podrastu.ru/razvitie-detej/proizvolnoe-povedenie-starshego-doshkolnika.html
Методика «Графические фигуры» – для определения уровня развития произвольности как умения слушать, понимать и точно выполнять инструкции взрослого, действовать в соответствии с инструкцией, использовать образец. Д.Б.Эльконин.
Исследование может проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой.
Каждому ребенку выдается по тетрадному листу, на котором поставлены три точки, расположенные строго друг под другом (расстояние по вертикали между ними составляет 7 клеток, от левого края листа отступается 4 клеточки.
Инструкция:
- Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Вам надо постараться, чтобы они получились красивыми. Для этого внимательно меня слушайте – я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Каждую новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Подождите, когда я начну диктовать новый узор. Все помнят, где правая рука? Вытяните ее в сторону. А где левая? (педагог показывает детям приемы рисования, а затем предлагает нарисовать первый узор).
1. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Рисуем линию: одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо и т.д. Продолжите рисовать такой же узор сами.
На самостоятельную работу детей отводится 1,5 – 2 минуты. На выполнение всех заданий отводится 15 минут.
Следует предупредить детей, что необязательно занимать всю ширину страницы. Педагог наблюдает за детьми и исправляет их ошибки. Диктовать инструкции следует медленно, соблюдая длительные паузы для того, чтобы испытуемые успели закончить предыдущую линию.
Таким же образом выполняются второй и третий узоры.
2. Второй узор – одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна – вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо и повторяется, вверх – одна клетка, вправо – одна клетка, вверх – одна клетка, направо одна клетка, вниз одна клетка, направо. Дальше попробуйте рисовать сами.
3. Третий узор – три клетки вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна клетка вправо. Две клетки вверх, одна вправо. Три клетки вниз. Одна вправо. Две клетки вверх, одна вправо, две клетки вниз, одна вправо.
Далее дети рисуют самостоятельно в течение 1,5 – 2 минут.
В ходе анализа результатов отдельно оцениваются действия под диктовку и правильность самостоятельного выполнения узора, умение ребенка внимательно слушать и четко выполнять указания не отвлекаясь на посторонние раздражители, а также степень самостоятельности ребенка в работе.
В обоих случаях можно ориентироваться на следующие уровни выполнения заданий:
- выше среднего – оба узора в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки;
- средний уровень – оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки; или же один из узоров выполнен безошибочно, а второй не соответствует диктуемому;
- уровень ниже среднего – один из узоров частично соответствует диктуемому, другой не соответствует; либо ни один из узоров не соответствует диктуемому.
Методика «Черепахи» – для выявления уровня способности ребенка произвольно регулировать свою деятельность, то есть выполнять правила, заданные вербально, и программировать свои действия на несколько шагов вперед.
Воспитатель встает у одной стены помещения, дети – у другой. По сигналу воспитателя дети начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты воспитатель подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самый последний. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем воспитатель обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.
Уровни волевых качеств:
Высокий – ребенок самостоятельно ставит цель и руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы такие волевые качества, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, решительность, упорство, ответственность.
Средний – ребенок самостоятельно ставит цель, но не руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы лишь некоторые волевые качества: ответственность, выдержка, самостоятельность.
Низкий - ребенок не умеет самостоятельно ставить цель, руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка не до конца сформированы волевые качества.
Технологическая карта обобщенных данных по диагностике развития произвольного поведения старших дошкольников.