kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс практика использования проектов по иcследовательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс практика использования проектов по иcследовательской деятельности»

МАСТЕР-КЛАСС

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТОВ

ПО ИCСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Актуальность.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: как? почему? зачем? Что будет, если? Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.



Мастер-класс «Вода путешественница»

Цель мастер-класса: показать педагогам эффективность использования проектов по исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей и возможности ее применения на практике;

  • продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с различными материалами;

  • распространение педагогического опыта.

Аудитория: педагоги РМО.

Предварительная работа: подбор литературы, пособий и игр.


Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас здесь сегодня!

Позвольте представить Вам тему моего мастер-класса: «Практика использования проектов по исследовательской деятельности».

Проектная деятельность интересна и полезна не только детям, но самим педагогам, так как она дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по   проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.        

Проект – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная,

продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и

воплощает новые знания в реальные продукты.

Экспериментирование открывает широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами материалов. Кроме этого закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, происходит развитие всех видов восприятия, развивают мелкую моторику, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка.

Хочу показать вам несколько, опытов-экспериментов из занятий с детками в нашей группе. 

Тема: «Волшебная вода»

Цель: дать представление о воде, ее свойствах.

Ход игры – эксперимента 

Художественное слово.  

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить,

Без воды нам не прожить!

(Н.Рыжова)

Сегодня на нашем занятии, как вы уже догадались, хозяйка вода. И она приготовила нам много интересного.

В обычной жизни мы редко задумываемся о роли воды, но ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на земле играет главную роль. Вода это и есть жизнь. Вода – это жидкость, она чистая и прозрачная. Вода не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

А сейчас мы с вами поиграем.

Опыт 1.

Тема: «Вода – это жидкость».

Цель: дать представление о том, что вода переливается, течет, воду нельзя удержать в руке, она может просочиться через любые отверстия и щелочки.

Оборудование: стакан с водой, миска.

Ход эксперимента.

Налить воду в ладошку над мисочкой, попробовать ее удержать в ладошке в том количестве, какое налили. Ее невозможно удержать.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Вода – это жидкость и ее невозможно удержать.

Опыт 2.

Тема: «Прозрачность воды».

Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Оборудование: 1 опыт: 2 стаканчика: один с молоком, другой с чистой водой, 2 чайные ложки; 2 опыт: гуашь красного, желтого цвета, 3 стакана с водой, 2 кисточки.

Ход эксперимента

Перед нами стаканчики, один с молоком, другой с чистой водой.

Давайте опустим в стаканчики ложки. Посмотрите, что мы видим? Ложку, которая находится в воде видно, потому, что вода прозрачная. А ложку, которая находится в стакане с молоком, не видим, потому, что молоко не прозрачное.

Вывод: Вода прозрачная, в ней видны предметы.

Опыт 3.

Тема: «Разноцветная вода».

Цель: Дать представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ.

Оборудование: бутылочки с чистой водой, закручивающими крышками.

Ход эксперимента

Хотите поработать фокусниками?

Посмотрите, в бутылочках обыкновенная вода. Я накрываю платком бутылочки и проговариваю волшебные слова: «Была водичка простой, стань водичка цветной». Взмахиваю волшебной палочкой.

-Теперь ваша очередь. Берем бутылочку с водой и встряхнем.

- Что происходит с водой? Выводы. Правильно, вода окрасилась.

В какой цвет? Ответы (у всех по-разному).

(Секрет фокуса: внутренняя сторона крышки покрыта акварельной краской).

- Молодцы, вода смешалась с краской и окрасилась.

Вывод: вода меняет свою окраску в тот цвет с каким ее смешали.

Опыт 4.

Тема: «Какую форму принимает вода?»

Цель: Формировать представления о том, что вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают. Развивать координацию движений, мыслительные процессы. Воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию.

Оборудование: Ёмкости разной величины и формы.

Ход эксперимента:  

Перед вами емкости разной величины и формы.

Игры со стаканчиками.

«Я приготовила для вас емкость с водой. Как вы думаете, где я ее взяла? (налила из крана). Что будет, если я наполню стакан водой и наклоню его? (вода выльется из стакана). А если я буду лить воду из стакана в стакан? (вода будет переливаться). Теперь вы возьмите стаканчики; наполняйте их водой и снова выливайте из них воду. Что делает вода? (льётся, выливается). Вода жидкая, поэтому она может литься, переливаться и выливаться.

Игры с формочками и баночками.

«Давайте заполним водой все приготовленные ёмкости и поставим их на стол. Во все ли баночки налилась вода? (во все). Баночки и формочки одинаковой формы или разной? (ёмкости разной формы). Вода во всех формочках и баночках одинаковая или нет? (одинаковая).Как вы думаете, имеет ли вода форму? (вода не имеет  формы).

Вывод: Вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Опыт 5.

Тема: «Какой вкус у воды?»

Цель: Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

Оборудование: 3 стаканчика с чистой водой, сахар, лимонный сок, 2 чайные ложки.

Ход эксперимента

В один стакан мы добавляем сахар, в другой добавляем лимонный сок, третий остается не тронутый. Размешиваем содержимое стаканов.

А теперь давайте проверим – изменится ли вкус воды?

Пробуем воду в которую добавили лимонный сок. Вода стала кислой.

Теперь пробуем воду, в которую добавили сахар. Вода стала сладкой.

А теперь давайте попробуем воду, в которую ничего не добавили. Вкус воды не изменился.

Вывод: Вода легко смешивается с другими веществами и благодаря этому приобретает вкус.

Опыт 6.

Тема: «Как вода взаимодействует с другими веществами?»

Цель: Наблюдать процесс попадания воздуха в воду.

Оборудование: стакан с водой, трубочка

Ход эксперимента

Давайте посмотрим, как взаимодействует вода с воздухом. Для этого возьмем стакан с водой и трубочку. Начинаем дуть. Пузыри, которые вы видите в воде это воздух, они поднимаются вверх, потому, что воздух легче воды

Вывод: вода тяжелее воздуха.

Опыт 7.

Тема: «Как взаимодействует вода и растительное масло?»

Цель: наблюдать процесс взаимодействия воды и масла.

Оборудование: стакан с водой, ситечко, пустая миска, растительное масло.

Ход эксперимента

Берем ситечко и переливаем в него воду над миской. Видите, вода

легко проходит через него. Теперь ситечко опускаем в масло и пробуем также пропустить воду через него. Как видите, масло задерживает воду и плохо ее пропускает.

Вывод: Масло не смешивается с водой и плохо ее пропускает потому, что масло тяжелое.

На этом наше занятие подошло к концу. Сегодня мы познакомились с водой, с некоторыми ее свойствами, сделали много интересных опытов, надеюсь, вам понравилось.

Спасибо за внимание.
































Список литературы.

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты иэксперименты для дошкольников.

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образование детей.

3. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации.

4. «Мой ребенок – исследователь» Листик Е.М. «Дошкольное воспитание» № 9 2010г.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Мастер-класс практика использования проектов по иcследовательской деятельности

Автор: Бурыкина Юлия Александровна

Дата: 12.02.2024

Номер свидетельства: 645502


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства