Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс практика использования проектов по иcследовательской деятельности»
МАСТЕР-КЛАСС
ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТОВ
ПО ИCСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: как? почему? зачем? Что будет, если? Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.
Мастер-класс «Вода путешественница»
Цель мастер-класса: показать педагогам эффективность использования проектов по исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
Задачи:
дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей и возможности ее применения на практике;
продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с различными материалами;
распространение педагогического опыта.
Аудитория: педагоги РМО.
Предварительнаяработа: подбор литературы, пособий и игр.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас здесь сегодня!
Позвольте представить Вам тему моего мастер-класса: «Практика использования проектов по исследовательской деятельности».
Проектная деятельность интересна и полезна не только детям, но самим педагогам, так как она дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.
Проект – это педагогическая технология,стержнем которойявляется самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная,
продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и
воплощает новые знания в реальные продукты.
Экспериментирование открывает широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами материалов. Кроме этого закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, происходит развитие всех видов восприятия, развивают мелкую моторику, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка.
Хочу показать вам несколько, опытов-экспериментов из занятий с детками в нашей группе.
Тема: «Волшебная вода»
Цель: дать представление о воде, ее свойствах.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить!
(Н.Рыжова)
Сегодня на нашем занятии, как вы уже догадались, хозяйка вода. И она приготовила нам много интересного.
В обычной жизни мы редко задумываемся о роли воды, но ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на земле играет главную роль. Вода это и есть жизнь. Вода – это жидкость, она чистая и прозрачная. Вода не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.
А сейчас мы с вами поиграем.
Опыт 1.
Тема: «Вода – это жидкость».
Цель: дать представление о том, что вода переливается, течет, воду нельзя удержать в руке, она может просочиться через любые отверстия и щелочки.
Оборудование: стакан с водой, миска.
Ход эксперимента.
Налить воду в ладошку над мисочкой, попробовать ее удержать в ладошке в том количестве, какое налили. Ее невозможно удержать.
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Вода – это жидкость и ее невозможно удержать.
Опыт 2.
Тема: «Прозрачность воды».
Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Оборудование: 1 опыт: 2 стаканчика: один с молоком, другой с чистой водой, 2 чайные ложки; 2 опыт: гуашь красного, желтого цвета, 3 стакана с водой, 2 кисточки.
Ход эксперимента
Перед нами стаканчики, один с молоком, другой с чистой водой.
Давайтеопустим в стаканчики ложки. Посмотрите, что мы видим? Ложку, которая находится в воде видно, потому, что вода прозрачная. А ложку, которая находится в стакане с молоком, не видим, потому, что молоко не прозрачное.
Вывод: Вода прозрачная, в ней видны предметы.
Опыт 3.
Тема: «Разноцветная вода».
Цель: Дать представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ.
Оборудование: бутылочки с чистой водой, закручивающими крышками.
Ход эксперимента
Хотите поработать фокусниками?
Посмотрите, в бутылочках обыкновенная вода. Я накрываю платком бутылочки и проговариваю волшебные слова: «Была водичка простой, стань водичка цветной». Взмахиваю волшебной палочкой.
-Теперь ваша очередь. Берем бутылочку с водой и встряхнем.
- Что происходит с водой? Выводы. Правильно, вода окрасилась.
В какой цвет? Ответы (у всех по-разному).
(Секрет фокуса: внутренняя сторона крышки покрыта акварельной краской).
- Молодцы, вода смешалась с краской и окрасилась.
Вывод: вода меняет свою окраску в тот цвет с каким ее смешали.
Опыт 4.
Тема: «Какую форму принимает вода?»
Цель: Формировать представления о том, что вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают. Развивать координациюдвижений, мыслительные процессы. Воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию.
Оборудование: Ёмкости разной величины и формы.
Ход эксперимента:
Перед вами емкости разной величины и формы.
Игры со стаканчиками.
«Я приготовила для вас емкость с водой. Как вы думаете, где я ее взяла? (налила из крана). Что будет, если я наполню стакан водой и наклоню его? (вода выльется из стакана). А если я буду лить воду из стакана в стакан? (вода будет переливаться). Теперь вы возьмите стаканчики; наполняйте их водой и снова выливайте из них воду. Что делает вода? (льётся, выливается). Вода жидкая, поэтому она может литься, переливаться и выливаться.
Игры с формочками и баночками.
«Давайте заполним водой все приготовленные ёмкости и поставим их на стол. Во все ли баночки налилась вода? (во все). Баночки и формочки одинаковой формы или разной? (ёмкости разной формы). Вода во всех формочках и баночках одинаковая или нет? (одинаковая).Как вы думаете, имеет ли вода форму? (вода не имеет формы).
Вывод: Вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Опыт 5.
Тема: «Какой вкус у воды?»
Цель: Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.
В один стакан мы добавляем сахар, в другой добавляем лимонный сок, третий остается не тронутый. Размешиваем содержимое стаканов.
А теперь давайте проверим – изменится ли вкус воды?
Пробуем воду в которую добавили лимонный сок. Вода стала кислой.
Теперь пробуем воду, в которую добавили сахар. Вода стала сладкой.
А теперь давайте попробуем воду, в которую ничего не добавили. Вкус воды не изменился.
Вывод: Вода легко смешивается с другими веществами и благодаря этому приобретает вкус.
Опыт 6.
Тема: «Как вода взаимодействует с другими веществами?»
Цель: Наблюдать процесспопадания воздуха в воду.
Оборудование: стакан с водой, трубочка
Ход эксперимента
Давайте посмотрим, как взаимодействует вода с воздухом. Для этого возьмем стакан с водой и трубочку. Начинаем дуть. Пузыри, которые вы видите в воде это воздух, они поднимаются вверх, потому, что воздух легче воды
Вывод: вода тяжелее воздуха.
Опыт 7.
Тема: «Как взаимодействует вода и растительное масло?»
Цель: наблюдать процессвзаимодействия воды и масла.
Оборудование: стакан с водой, ситечко, пустая миска, растительное масло.
Ход эксперимента
Берем ситечко и переливаем в него воду над миской. Видите, вода
легко проходит через него. Теперь ситечко опускаем в масло и пробуем также пропустить воду через него. Как видите, масло задерживает воду и плохо ее пропускает.
Вывод: Масло не смешивается с водой и плохо ее пропускает потому, что масло тяжелое.
На этом наше занятие подошло к концу. Сегодня мы познакомились с водой, с некоторыми ее свойствами, сделали много интересных опытов, надеюсь, вам понравилось.
Спасибо за внимание.
Список литературы.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты иэксперименты для дошкольников.
2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образование детей.
3. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации.