Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Оберег из бересты"»
Тема мастер – класса: Оберег из бересты.
Автор: Марина Александровна
Продолжительность мастер-класса: 40 минут.
Цель: развивать интерес к декоративно-прикладному искусству в процессе изготовления оберега из бересты .
Задачи:
Образовательные:
1. Обеспечить установление связи между прошлым и настоящим, раскрыть значение знания народных промыслов и ремесел в современной жизни.
2. Познакомить с историей промысла и произведениями народного декоративно – прикладного искусства, выполненные из бересты.
3. Познакомить с технологией изготовления берестяного ангела.
Развивающие:
1. Развивать аккуратность, самостоятельность, усердие, терпение в работе над изделием.
2. Способствовать развитию творческого воображения и конструктивного мышления в работе с берестой.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и уважение к традиционному художественному ремеслу.
2. Воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей среде, родному краю.
Оборудование для педагога:
Выставка берестяных изделий, изготовленных разными способами(изделия из пластовой бересты, резные, тесненные, плетеные), бумажные листочки для рисование коми- пермяцких узоров , тематическая подборка материала по бересте.
Оборудование для участников:
Материал – лицевая и внутренняя сторона бересты, толщиной до 1мм. Инструменты – бумага, простые карандаши, маркер красного цвета, нить черного цвета.
Ход мастер-класса:
- вводная часть (10 мин);
- основная часть ( 20 мин);
- заключительная часть (10мин).
1. Вводная часть. Приветствие.
Добрый день, дети! Меня зовут Марина Александровна и сегодня я приглашаю вас в мир декоративно – прикладного творчества, в страну волшебной бересты.
2. Основная часть. Теоретическая.
Демонстрация готовых изделий из бересты.
Рассказ о березе.
Как называется единственное в мире дерево, имеющее белую кору?
Береза один из главных образов народного творчества. Береза – это символ русской природы, символ России!
Березы, сколько их в России!
У рек, озер, дорог, полей.
Не потому ли так красивы
Просторы Родины моей.
(Г. Воронин)
На Руси говорили, что береза забирает боль и дает здоровье.
А береста белея всюду,
Пейзаж российский бережет.
Напоминая про былое,
Где у истоков счастье ждет.
Она нас лечит и врачует,
Спасая душу от невзгод.
И красоту свою дарует
И чистоту свою блюдет.
(Н. Белякова)
Что такое береста?
Береста – это верхний слой березовой коры, белый снаружи и золотисто – желтый изнутри.
Именно эти внутренние слои бересты используются при изготовлении изделия. Кроме цвета, особую привлекательность бересте придают чечевички – небольшие узкие полоски черного или коричневого цвета. Особенность строения бересты заключается в том, что она состоит из множества тонких, но прочных и плотных слоев. Каждый год на бересте нарастает молодой слой, делая ее толще. По количеству слоев бересты можно узнать возраст березы.
Береста – это уникальное изобретение природы. Это экологически чистый, удивительно нежный, красивый, мягкий и бархатистый, легко поддающийся обработке материал. Перед применением кору березы размачивают в горячей воде. При такой обработке береста хорошо расслаивается на множество полупрозрачных бело – розовых слоев, а также становится гибкой и пластичной.
Основными достоинствами бересты являются:
пластичность (это свойство используется в плетении),
легкость (крупные изделия практически невесомы),
бактерицидность (ранозаживляющий пластырь при ранах и ожогах),
гигроскопичность, высокая устойчивость к гниению (берестяные грамоты Х века),
«уступчивость» то, что она очень хорошо поддается обработке.
Приступить к рассказу об орнаментах коми -пермяцкого народа.
В орнаменте преобладают диагонально геометрические элементы, распространены узоры, состоящие из мотивов – сорочья лапка, рога оленя, бараньи рога, рама, гребень. (Демонстрация узоров и рисование на доске)
Каждая вещь, сделанная из бересты, индивидуальна, так как здесь присутствует только ручной труд.
Практическая работа.
Cегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров и сделаем оберег.
А вы знаете, что означает слово «оберег»?
Оберег – это своего рода талисман или предмет, который оберегает человека от злых духов, нечистой силы и всяческих бед.
На столах у вас лежит очищенная и подготовленная к работе береста и листы бумаги. Сейчас я вам расскажу и покажу как рисуются элементы узора и как составляется узор. (Дети тренируются на бумаге в составлении узора).
Подготовка:
1. Выбрать узор или его элементы.
2. Заготовки из бересты опустить в горячую воду.
3. С обеих сторон закрутить заготовку к середине.
Сборка:
1. На готовом изделии нарисовать маркером узор.
2. Закрепить оберег нитью.
В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет ребятам творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.
3. Заключительная часть.
В конце занятия устраивается выставка. Участники выставляют свои обереги и вместе с педагогом подводят итоги, выбирают лучшие работы. Педагог не забывает похвалить каждого, отметить то, что лучше получилось.