Мастер-класс "Нетрадиционные формы работы экологического воспитания"
Мастер-класс "Нетрадиционные формы работы экологического воспитания"
При организации деятельности использую следующие формы работы детско-взрослых сообществ: взросло-детские проекты, родительские мастерские, мастер-классы, экскурсии, конкурсы, выставки, презентации и др.
Также использую в работе нетрадиционные формы и методы экологического воспитания такие как: экологические акции, экологический ай-стоппер, экологический сторисек, создание мини-музея природы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Нетрадиционные формы работы экологического воспитания"»
Консультация для воспитателей ДОО
«Региональный компонент в рамках реализации ООП ДО»
Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно – патриотических чувств. ФГОС ДО рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств является накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. Поэтому на нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею. И, прежде всего, необходимо детям дать понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего села и республики, интересуется, чем они живут сейчас и хочет стать частью происходящих в нем событий, он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
В педагогической науке понятие «региональный компонент» в образовании определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса. Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.
Требования ФГОС ДО (п. 2.8): Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы. (п. 2.9) Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, формируется ими самостоятельно, с учётом (при необходимости) парциальных образовательных и иных программ. Данная часть Программы может быть ориентирована на: - специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; - выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива.
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1.Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОО.
2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнка, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому: культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе малой родины, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
5.Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);
6.Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов: использование программ и технологий по краеведению; комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка; создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы; учет специфики организации и построения педагогического процесса; использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий:
*Создание культурно-развивающей среды в ДОУ.
*Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования.
*Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума.
*Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность.
*Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума - одно из требований времени. Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (начальная школа, КИДЦ, Школа искусств, ДДТ, районный краеведческий музей, мини-музей с. Пушкино).
Интеграция регионального компонента: большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День родного языка и др.
Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.
Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Просмотры спектаклей, участие в фольклорных и обрядовых праздниках («Осенние посиделки», «Святки», «Рождество», «Пасхальное воскресенье» и др.) позволяют формировать у ребят знания о родном селе, о творческих людях и коллективах.
Формировать у ребенка культуру поведения, тягу к здоровому образу жизни, любовь к чтению, уважение к традициям родного народа необходимо начинать с первых лет жизни. Знакомство с литературой коренных народов Дальнего Востока происходит в ходе чтения произведений из сборника «Лукошко», «Веселые бубенчики».
Дальний Восток – региональное образование со сложившимися природно-климатическими, экономическими, социокультурными, историческими, языковыми и национальными особенностями. Региональный компонент, содержание общего образования, призваны отражать региональное образовательное пространство дальневосточного региона. Он дает образовательным учреждениям возможность определять содержание работы детского сада и тем самым выражать их специфику и направленность. Региональный компонент – часть государственного стандарта общего образования, обязательный для всех образовательных учреждений.