kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс: "ИГРЫ НА ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра - это естественная среда ребенка. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс: "ИГРЫ НА ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ"»

Актуальность:

Речевое подражание (звукоподражание) — это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Чтобы такое общение не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребенка, в игре.

Игра — это естественное состояние ребенка. Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра — это всегда инициатива, фантазия, эмоции. В ней много веселых неожиданностей, обыденное становится необычным.

С помощью игры ребенок постигает культурный опыт общества, активно входит в социум. Но социализация — это не только адаптация к среде, это и процесс самовыражения, самореализации личности в процессе индивидуальной деятельности и взаимодействия с людьми.

Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.

Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить малыша подражать действиям с предметами (игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы. Для развития подражательных способностей нужно ежедневно заниматься пальчиковыми играми.

Звукоподражания — это начальный этап развития речевой функции.

Педагоги всегда должны помнить, как звучит их речь:

  • речь должна быть правильной, без речевых нарушений;

  • артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;

  • речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;

  • слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;

  • воспитатель стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;

  • педагог дает ребенку только образцы правильной речи, не повторяя за малышом воспроизводимые им слова-заменители.

Цель: демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием игр на звукоподражание в образовательном процессе МБДОУ.

Задачи:

1. Повысить профессиональный уровень педагогов по использованию игр для развития речи воспитанников.

2. Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации представленного опыта по речевому развитию детей.

3. Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по речевому развитию, обобщение позитивных результатов деятельности каждого педагога.

Аудитория: педагоги МБДОУ.

Предварительная работа: подбор литературы, пособий и игр.

Оборудование: дидактические игры и упражнения.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас здесь сегодня!

Позвольте представить Вам тему моего мастер-класса: «Развитие звуковой культуры речи посредством игр и упражнений в раннем дошкольном возрасте».

Для проведения мастер-класса приглашаю несколько участников, которые выступят в роли детей, моих воспитанников (выходят участники).

Ко всем своим воспитанникам я обращаюсь исключительно по имени, которое им близко, как их называют дома. И нам нужно с вами познакомиться. У меня есть листочки, на которых прошу написать, как мне к вам обращаться, для продолжения комфортного общения.

Работа мастера. В первой речевой игре предлагаю всем нам познакомиться. Игра «Это я!» Ребята, слушайте внимательно, я буду называть ваши имена и каждому давать игрушку. Кошечка громко кричит: «Мяу, я хочу к Маше», есть у нас Маша? Бери Маша кошечку, покажи, как она тебя звала и т. п.

Работа с аудиторией. Данное игровое упражнение позволяет косвенно знакомить детей друг с другом. В начале учебного года познакомиться с речевыми возможностями детей и выстроить план индивидуального речевого развития.

Основной вид деятельности ребят 2-3 лет — игра, игровые упражнения и мастерство педагога состоит в том, чтобы увлечь детей к педагогическому взаимодействию.

Работа мастера. Ребята, скажите, а вы любите сказки? (ответы участников). Тогда я вам сейчас расскажу одну очень интересную сказку. Но для начала мы с вами друг другу улыбнемся, чтобы всем было еще веселее. (Выполняем упражнение «Улыбка»). Ребята, покажите всем свою улыбку и держите ее долго-долго. Молодцы, у вас получились красивые улыбки. А давайте еще раз друг другу улыбнемся. Посмотрите, как светлее стало в нашей группе, когда мы все вместе улыбнулись.

Ребята, а теперь послушайте сказку.

Жил на свете Язычок. Был у него свой домик. Домик называется «ротик». Домик открывался и закрывался. (Показывает). Чем закрывался домик? (Зубами).

Правильно! Нижние зубы — крылечко, а верхние — дверка. Давайте все вместе откроем и закроем домик Язычка (Дети выполняют упражнение «Домик»). Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется. (Показывает). Язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дай-ка и я так попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрее! Совсем как у котенка получается! (Выполняем упражнение «Полакаем молоко»).

Работа с аудиторией. Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения. Очень важно для своевременного правильного становления речи в дошкольном возрасте тренировать язык. Ведь язык-главная мышца органов речи, и для   него,  как и для всякой мышцы, гимнастика необходима. Он должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Детям 2-3лет артикуляционная гимнастика поможет быстро поставить правильное звукопроизношение. 

Работа мастера. А еще любил язычок песни петь. Услышит, как дети кричат «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет: «а-а-а». Как он поет? (дети повторяют «а-а-а»). услышит, как лошадка ржет: «и-и-и», сделает узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». Как он запоет? (дети повторяют «и-и-и»). Услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у». Как он запоет? (дети повторяют «у-у-у»).

Так у язычка незаметно и день пройдет. Устанет язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот такая сказка.

Работа с аудиторией. Вариантом данного упражнения могут быть упражнения, «Паровоз» (дети зовут паровоз, отрабатывается звук «У»), «Лошадка» (дети зовут лошадку, отрабатывается звук «И»), «Эхо» (воспитатель говорит громко гласные звуки, дети повторяют тихо, отрабатываются гласные звуки и сила голоса). Данные упражнения используются с целью обучения детей произношению гласных звуков.

Работа мастера. А теперь давайте все вместе будем надувать воздушные шарики.

Дружно шарик надуваем

Руки около рта, «надуваем шарик»

В небо шарик отпускаем,

Руки поднимаем над головой, «отпускаем шарик»

Лопнул шарик«Ой-ой-ой»

Хлопнуть в ладоши над головой, качаем головой

Нужно нам надуть другой.


Ребята, посмотрите в окно, сколько там снега. Вот и у меня здесь есть снежинки. Давайте возьмем их и подуем на них (Выполняем упражнение «Подуем на снежинку»). Посмотрите, как они красиво летают, как будто снег идет.

Ребята, у меня руки замерзли! А у вас? Сейчас я их погрею. (воспитатель складывает ладони чашечкой, подносит ко рту и делает выдох: х-х-х). Ребята, а давайте все вместе погреем руки. (обращает внимание на то, как хорошо это делает кто-то из детей).

Работа с аудиторией. Вариантом выполнения данного упражнения могут быть упражнения «Бабочка, лети» (летом), «Пускание корабликов» (весной), «Подуем на листочек» (осенью.) Эти упражнения помогают добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Дыхательная гимнастика необходима для развития речевого дыхания, силы голоса, тренировки мышц губ.

Работа мастера. Ребята, а вы слышали, как стучит молоток? (упражнение «Забей гвоздик молоточком»). Смотрите, у меня есть большой молоток. Давайте постучим им и послушает как он стучит (воспитатель стучит молотком). Он стучит так: тук-тук-тук. Как он стучит? (дети повторяют). А может быть кто-то хочет постучать. Давайте подойдем к столу и поочереди постучим (предлагает детям постучать и проговорить, как стучит молоток). Молодцы, ребята, вы отлично справились.

А еще у меня есть маленький молоточек. Давайте послушаем, как он стучит (воспитатель стучит маленьким молоточком). Он стучит: тюк-тюк-тюк. Как стучит маленький молоточек? (дети повторяют). Давайте и маленьким молоточком постучим поочереди (предлагает детям постучать и проговорить как стучит молоток). Молодцы, вы и с этим заданием справились.

Работа с аудиторией. Цель данного упражнения — учить детей правильно произносить звук т(ть). Кроме того, можно провести упражнения «Часы» (учить произносить слова громко и тихо, быстро и медленно), пропеть стихотворение «У нас машины разные» (звуки бь), помочь животным вспомнить, кто как говорит (корова, барашек, козочка, кошка) — на произношение звуков м-мь, б-бь.

Работа мастера. Воспитатель показывает картинку с изображением собаки. Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы участников) Щенок лает тихо (участники повторяют звукосочетание 3-4 раза).

Воспитатель показывает картинку с изображением кошки. Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы участников). Котенок мяукает тихонечко.

Пошли звери домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко)? (Ответы участников). Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы участников).

- Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо)? Как котенок мяукал?

Аналогично участники отгадывают, кто живет в других домиках (корова, барашек), и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Работа с аудиторией. С помощью данного упражнения закрепляется правильное произношение звуков, развивается речевое дыхание детей.

На данный момент, во второй половине учебного года производится работа по автоматизации имеющихся звуков у детей, по средствам вовлечения их в словесные игры

Работа мастера. Ребята, а давайте с вами вспомним, как говорят некоторые птички. Я буду рассказывать вам стихотворение, а вы будете повторять за мной.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра«Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда«Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху«Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно«Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет  «Ку-ка-ре-ку!»

Работа с аудиторией. Мы убедились что работа по формированию звуковой культуры детей 2-3 лет объемна, вариативна и конечно же значима для общего развития ребенка.

Так же, хотелось бы обратить Ваше внимание на развитие речи с помощью дидактических игр, таких как:

Д/и «Собери картинку» (домашние животные и птицы)

В ходе игры нужно правильно подобрать части и собрать целую картинку.

Лото «Животные»

Все картинки — яркие, красочные, распределены по самым понятным для малыша группам животных: домашние животные, дикие животные, птицы, насекомые, обитатели воды, рептилии. С такими карточками каждое занятие будет игрой, а каждая игра — развивающим занятием.

Д/и «Назови птичку», «Какой птички не стало»

На доске — четыре-пять картинок с изображением зимующих птиц. Педагог незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?» Дети отвечают: «Не стало совы». И т.д.

Д/и Кто как говорит?»

Воспитатель прикрепляет картинку с изображением животного к домику и просит назвать ребенка, как то или иное животное подает голос.

Д/и Узнай и назови насекомое»

Дети рассматривают картинки с насекомыми и называют их.

Д/и Накормим сороку», «Накормим птичек»

Детям предлагается накормить птичек, накормить сороку.

Д/и «Домашние животные и их детеныши»

На столе лежит раскрытое игровое поле (лужайка с домиком и забором). Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к бабушке на ферму и подводит их к столу. Воспитатель по очереди выставляет на лужайку карточки известных детям животных (кошка, собака, корова, лошадь, коза и др.) и просит показать и назвать их, продемонстрировать как они «говорят».

Заключительный этап.

В итоге хотелось бы отметить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.

Благодарю коллег за оказанную помощь!

Спасибо за внимание!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс: "ИГРЫ НА ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ"

Автор: Бурыкина Юлия Александровна

Дата: 02.01.2023

Номер свидетельства: 622164


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства