kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер - класс "Игрушки народа ханты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер - класс для педагогов "Игрушки народов ханты" (Ворона и Акань).

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов; расширение знаний педагогов по использованию эффективных педагогических технологий при ознакомлении воспитанников с региональным компонентом.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Игрушки народа ханты"»

Мастер – класс для педагогов «Игрушки народов ханты».


Цель:

Повышение профессионального мастерства педагогов.

Расширение знаний педагогов по использованию эффективных педагогических технологий при ознакомлении воспитанников с региональным компонентом.

Задачи:

1. Формировать у педагогов представления о традиционных куклах народов ханты, истории её развития; приобщать педагогов к уникальной культуре народов ханты, к традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.

2. Познакомить с разновидностями народной куклы хантов (обрядовая, игровая и сувенирная).

3. Познакомить с технологией изготовления кукол Акань и Ворона.

Предварительная работа:

Индивидуальное изучение источников по данной теме.

Организация тематической выставки.

Форма проведения: лекция, практикум.

Оборудование:

- экспозиция мини-музея «куклы народов ханты», макеты;

- тканевые заготовки для изготовления кукол;

- технологические карты для изготовления кукол акань и ворон.

.

Ход

В нашем детском саду в группе № 5 организован мини - музей народов ханты. В нем находятся макеты, отображающие быт и труд народа ханты, оформленные в виде стойбища. В экспозиции чум, рыбацкие сети, хозяйка стойбища (кукла в народном костюме), предметы быта, игрушки народа ханты. Собран богатый иллюстративный материал в альбомы «Постройки народов ханты и манси», «Хантыйская одежда», «Орнаменты и узоры народов ханты и манси». «Игрушки народов ханты». Мини – музей игрушек дает возможность каждому ребенку тактильно ощутить и самостоятельно выполнить соответствующие действия. На базе этого мини-музея дети проводят экскурсии для детей других групп и родителей.

2. Теоретическая часть.

Сегодня мы познакомим вас с куклами Ворона и Акань.

Первая игровая кукла у девочек появляется примерно в 3 – 4 года. У каждой хантыйской девочки имеется свой мешочек для рукоделия, где хранятся принадлежности для шитья, лоскуты, и мешочек, в котором хранятся куколки с их нарядами. Девочка начинает сама изготавливать куклу с 5 лет, при этом размер куколки не должен превышать размера её ладони, и не быть меньше мизинца (маленькая кукла применяется в поминальной практике), таким образом, куколка как бы растёт вместе со своей хозяйкой.

По хантыйской традиции считается, что кукла больших размеров похожа на человека, а повторять образ человека, копировать его черты запрещено, иначе кукла может принять душу этого человека, так же нельзя повторять чужих кукол. Поэтому создание кукол полностью контролируется старшими родственницами. Игра с куклами разрешена только в светлое время суток, по окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она неожила. Лоскутки ткани от куклы расправляются и хранятся самостоятельно.
Главная особенность такой куколки, это её временность, то есть, куколки меняются - одежда остаётся.

Куклы изготавливаются из различных материалов, они изображают людей, деревья, растения, которые часто наделены какими либо элементами человеческой одежды, например платком.

Существует две категории кукол, наиболее часто изготавливаемых девочками ханты: «куклы-люди», к которым относится всем известная кукла Акань и «куклы – растения»:

  • Куклы-шишки изготавливаются из сосновых или кедровых шишек. Они представляются духами-покровителями кукольной семьи.  

  • Куклы-деревья делаются из ткани. Характерная черта этой группы кукол - наличие длинных волос из ниток, по цвету  напоминающих крону дерева. В игре куклы-деревья всегда неподвижны, они могут только стоять и выполнять функцию декорации.

  • Куклы-ягоды в игровом пространстве малоподвижны, в основном они находятся в сидячем положении – сидят, «расправив вокруг себя подол платья». Эти куклы не имеют волос, их головы полностью покрыты платками, соответствующими цвету созревшей ягоды. Ярким персонажем является кукла-ягода Пансэмэли (клюква) – самая трудолюбивая ягодка. Её постоянной соседкой является травяная куколка – Помсавэли («Травы пырея косичка»), это парные персонажи одной сказки. 


Кукла должна быть сделана аккуратно и плотно. Обереговые куклы изготавливали только женщины. Запрещено было их изготовление три дня в неделю: в среду, пятницу, воскресенье.Хантыйская обрядовая кукла имеет размер ладони, пальцев, локтя.

Куклу необходимо сделать начисто, за один раз.


3. Практическая работа


Ведущие приглашают гостей к столам для практической работы.

Мастер – класс ведет воспитатель?сопровождая рассказ интересными фактами, показывает технику изготовления куклы «Ворона», помогает участникам мероприятия.

Во время изготовления дается краткая информация о кукле.

Самая любимая и почитаемая птица у хантов – ворона. Народы севера – ханты и манси, считают ворону первой птицей, которая приносит весну на север. В этот замечательный весенний праздник Ворнахатл (Вороний день) детям дарят подарки, друг другу желают здоровья, счастья и благополучия, приносят жертву богам, родовым и семейным духам с просьбой оградить родных и близких от бед и несчастий. Подарки детям – обязательный атрибут праздника, шьют наряды, готовят сладости и игрушки.

Для изготовления игрушки подойдут любые ткани. Но лучше, конечно, чтобы тряпочки были яркие и сочетались между собой по цвету. Единственная ткань, к которой требования повышенные – тряпочка для основы куклы. Это должен быть достаточно плотный и жесткий материал. Лучше всего лен.

Кукла Ворона делается на основе скрутки. Для основы – скрутки берется кусок плотной ткани (лучше всего лен) 15х20см. Загибается одна часть основы, закручивается половина тканивнутрь, то же самое делают с другой стороны — получается валик, перегибается пополам, получается скрутка. Делается клюв для нашей вороны: квадрат ткани (6х6см) сгибается по диагонали пополам. Далее острые углы треугольника складываются к прямому углу – получается ромб. Сгибается еще раз пополам, получается клюв вороны. Он вкладывается в основу скрутки и завязывается ниткой сразу под ним. Чтобы легче завязывался узел, сначала просто обматывается нитью вокруг основы, а потом завязывается узел, одевается сарафан. Фартук куклы украшается хантыйским узором, завязывается платочек. Кукла готова.


Воспитатель. предлагает гостям изготовить куклу акань, сопровождает рассказ интересными фактами, показывает технику изготовления куклы, помогает участникам мероприятия.

Во время изготовления дается краткая информация о кукле.

Акань шьется из хлопчатобумажной ткани, сукна или меха. Она представляет собой символическую фигурку человека, состоящую из головы и туловища.

Лицо из плотно сжатого жгута однотонной ткани. Шея из целого ряда цветных полос. Низ платья украшен полосками, сначала широкой, затем узкой, и через небольшой промежуток еще 2-3 узкими полосками. Можно украсить нижний край платья бисером. Поверх головы изготавливается платок из квадратного кусочка ткани любого цвета, обработав край бахромой.


4. Подведение итогов

Воспитатель: Вот и подошло к концу наш мастер-класс по изготовлению хантыйских кукол. Послушайте стихотворение о кукле. 

Моя кукла, сиди,
Хорошо себя веди,
Красивое платье
Аккуратно носи.


Спасибо за активную работу. До свидания!

Раздаются печатные материалы о куклах (брошюры, легенда об акани, сказка о вороне)


































Список использованной литературы.

1. Прыткова, Н.Ф. Одежда хантов // Н.Ф. Прыткова - СМАЭ. 1953. Вып. XV. 123-233. с.

2. Смоляк, А.В. Ульчи. Хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем// А.В. Смоляк. - М.: Наука, 1966. 290 с.

3. Сязи, А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья// А.М. Сязи. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 248 с.

4. Федорова Е.Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси. // Е.Г.Федорова СПб.: МАЭ РАН, 1994. 284 с.

5. Финш, О. Путешествие в Западную Сибирь. // О. Финш, А. М. Брэм, : Типография М.Н. Лаврова и К, 1882. Т. 1-2. 578 с.

6. Федорова, Е.Г. Одежда манси XIX - XX вв.// Е.Г.Федорова. Этнокультурные явления в Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1978. 196-207. с.

7. Хозяинова В.В., Декоративно-прикладное искусство манси: Методическое пособие. 5 класс // Под ред. Т.А. Полуниной. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист»,2002. – 48с.

8. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.- ООО Белый город, 2010.

9. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003

10. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. - М, 2000

11. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1997

12. Т.С.Вадичупова "Учимся мастерить изделия обско-угорских народов"








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер - класс "Игрушки народа ханты"

Автор: Глебова Светлана Владимировна

Дата: 28.01.2020

Номер свидетельства: 537693

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства