Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Я открою вам секрет"»
Мастер-класс для родителей по теме: «Я открою вам секрет» .
Цель: показать важность участия семьи в логопедической работе.
Задачи:
обозначить этапы логопедической работы в детском саду и дома ;
активизировать значения родителей о значимости развития артикуляционной моторики;
сформировать представления о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
обучать игровым приёмам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;
познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;
Здравствуйте, уважаемые родители! -Крикните громко и хором , друзья ,
Помочь откажитесь мне? (нет или да) Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс, Сил совсем нет Вам лекции хочется слушать здесь? (нет) Я вас понимаю … Как быть господа? Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ Помочь откажитесь мне? (нет)
Последние спрошу у вас я : Активными все будете?(нет или да)
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения … Взрослые должны приложить не мало усилий , чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно . Совместная работа педагогов ДОУ и родителей – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и её трудно переоценить. Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организованно педагогическое просвещение родителей. Этот мастер класс призван помочь вам в этом. Мы проведём его в нетрадиционной форме , следуя правилу Конфуция : «Скажи мне, и я забуду. Вовлеки меня , и я , может быть , запомню .Вовлеки меня , и я пойму» , переведённому современными учёными и выраженному на сухом языке цифр : услышанное запоминается на 15% , услышанное и увиденное запоминается на 25% , записанное на 40 % , проделанное на 70% .
И так , с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Я открою вам секрет». Что бы родители стали хорошими учителями , вы должны знать , что работа по исправлению недостатков произнесения звуков включает три основных этапа : подготовительные упражнения ; постановка звука ; закрепление звука в слогах , словах и в введение его в речь .
Подготовительные упражнения направлены на развитие у ребёнка правильного восприятия звука на слух ( уменье отличать правильно произносимый звук от неправильного ) , на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (воспроизведение правильных движений языка , губ , нижней челюсти ) , на выработку сильной воздушной струи (например , при произнесении звука «р» нужно уметь сильно выдувать воздух на кончик языка , что бы привести его в колебательное состояние ).
Чем лучше будет проведена подготовительная работа , тем быстрее ребёнок научится правильно произносить звуки . Трудно сказать , сколько понадобиться времени для подготовительных упражнений . В одних случаях несколько занятий , в других – несколько недель . Это зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата , от состояния речевого слуха , а так же индивидуальных особенностей ребёнка .
Постановка (вызов ) звука . Чтобы вызвать у ребёнка правильный звук , необходимо тщательно изучить положение органов речи при нормальном произнесении звука и способы его вызывания .Для этого сядьте за стол , поставьте перед собой зеркало и , произнося наиболее трудные звуки внимательно посмотрите , какое положение принимают ваши губы , зубы , язык . Запомните это положение . Это важно для исправления дефекта , для постановки звука . Затем посадите перед зеркалом ребёнка и попросите его произнести тот или иной звук . Присмотритесь , какое положение принимают его органы речи , сравните с положением и движением органов речи у себя .
Теперь основная задача заключается в том , чтобы добиться правильного изолированного произнесения звука . Если удаётся вызвать звук по подражанию , то , минуя подготовительный этап , можно сразу приступить к закреплению в словах и речи.
Закрепления звука введение его в речь . При закреплении звука необходимо соблюдать определённую последовательность . Сначала звук закрепляется в слогах , затем в словах и лишь потом во фразах .
Остановимся более подробно на первом этапе работы по исправлению недостатков произнесения звуков .
Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать детям , не правильно произносящим ту или иную группу звуков , в семье .
Выполняя дома определенные целенаправленные упражнения , данные логопедом , родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка правильному произнесению тех звуков , которые он плохо произносит .
Для выработки полноценных движений губ , языка , челюсти , как уже было сказано , полезна артикуляционная гимнастика .
Различные упражнения способствуют :
-выработке целенаправленной воздушной струи ;
-расслаблению мышц языка ;
-умению удерживать язык в спокойном , расслабленном положении ;
-укреплению мышц языка ;
-подъёму мышц языка вверх ; -вырабатыванию подъёма спинки языка вверх и т.д.
Рекомендации : 1 .Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно , чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись .Лучше выполнять упражнения два раза в день утром и вечером, по 3-5 мин. Не следует предлагать детям более 3 упражнений за раз .
2.Каждое упражнение выполняется 5-7раз . 3.Статические упражнения выполняются по 10-15сек .(удержание артикуляционной позы в одном положении ) 4.А.Г.выполняют сидя , так как в таком положении у ребёнка прямая спина , тело не напряжено , руки и ноги находятся в спокойном положении .
5.Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого , а так же своё лицо , чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнений упражнений . Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом , так же ребёнок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (9*12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.
6.Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Выполняются эти упражнения под счёт , с хлопками , под музыку .
7.К последующим упражнениям надо переходить , лишь усвоив предыдущие.
8.При проведении упражнений не всегда у ребёнка может всё получиться , и это иногда вызывает отказ от дальнейшей работы . В таком случае родители не должны фиксировать ребёнка на том , что у него не получается , надо подбодрить ребёнка , вернуться к более простому упражнению , указав , что раньше тоже не получалось , а теперь он уже научился .
СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫКЕ
( комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч.)
Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
Первая дверь – это губы. Давайте откроем ее ( « Заборчик» ).
Вторая дверь – зубы. Откроем и ее ( « Окошко» ).
Что же делает наш Язычок ? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губа ( « Лопаточка»)
Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок ( некоторое время удерживать язык на нижней губе). Наконец он проснулся, улыбнулся (« Улыбка»), взял трубу и заиграл « Ту-ту, я проснулся!!! ( « Дудочка» ).
Пошел Язычок на кухню , а там мама тесто месит « Пя-пя» ( « Помесим тесто») и блины печет ( « Блинчик» ). Взял Язычок чашечку с чаем ( « Чашечка» ), варенье, бублики ( « Бублик») и стал завтракать. Но кушал он не аккуратно и испачкал верхнюю губу в варенье ( « Вкусное варенье» ). После еды решил Язычок показать маме настоящий фокус ( « Фокус» ).
Захотелось Язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покататься ( «Качели» ). Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься. Весело ему было скакать на лошадке ( « Лошадка»).
Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь – зубы, а затем и первую – губы( сомкнуть губы).
Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики , которые можно использовать дома.
«Свеча»
Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите
ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к
ребенку, затем постепенно удалять ее.
«Сладкая зарядка»
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.
Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.
Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.
«Держи крепче»
Удерживать ватную палочку (соломку, макаронину, ложку, сушку) на языке, языком на губе, на щеке, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка.
«Вкусное варенье»
Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ, с блюдца, с печенья, с сухаря и т.д.
«Хомячок» (во время купания)
Ребёнок набирает в рот чистой воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды. Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую.
-Уважаемые родители, я продемонстрировала вам вариативность использования разнообразных приемов для развития артикуляционного аппарата.
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам по медитировать . (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдем свое сердце, прижмем обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук,тук,тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнемся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А сейчас мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер – класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили на мастер – классе нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
А мне остается только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.