Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»
Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Разработанная нами система работы с дошкольниками по формированию финансовой грамотности через игру позволит решить данную проблему.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»
Воспитатель
Крысина И.В.
Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного проекта «Готовы к развитию!».
Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников». Провела: воспитатель Крысина Ирина Владимировна
Здравствуйте уважаемые коллеги! Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Разработанная нами система работы с дошкольниками по формированию финансовой грамотности через игру позволит решить данную проблему.
Новизна опыта состоит в использовании игровой деятельности способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Финансовая грамотность – это качество человека, которое показывает степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Финансовое обучение и воспитание детей в детском саду -новое направление в дошкольной педагогике.
Сегодня я вас приглашаю на мастер –класс по финансовой грамотности, где мы обсудим вопросы финансовой грамотности, касающиеся детского сада.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию. бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.
Ход мероприятия:
Для начала мы вспомним профессии, в которых встречается финансовая грамотность.
(продавец, бухгалтер, кассир и т. д). С этими профессиями мы можем легко познакомить детей, используя мнемотаблицы. С использованием предложенной таблицы, более ярко запоминаются и усваиваются образы профессий.
А теперь, коллеги, дайте характеристику названым профессиям, используя мнемотаблицы.
А сейчас мы перейдем к основной части мастер-класса, где я познакомлю вас с играми, позволяющими расширять понятия финансовой грамотности в детском саду. Для начала разделимся на 2 команды- команда «Фунтик» и команда «Копеечка».
Задание № 1:
На столах у вас находятся 7 конвертов с заданиями. Откройте задание под номером №1. «Продолжи предложение». На каждом столе задание разное. Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.
1. Как вы считаете, почему родители с неохотой привлекают детей к планированию семейного бюджета?
А) Мы всегда учитываем их пожелания в плане покупок.
Б) Они не знают всех статей доходов и расходов, а объяснять им долго.
В) Дети пока не зарабатывают, поэтому им рано решать, на что тратить деньги из семейного бюджета.
2. Если на отказ родителей что-то купить ребенок реагирует раздраженно, то …
А) Согласится и купить эту вещь.
Б) Нужно объяснить ребенку. что вы не можете с купить такую вещь, поскольку она дорого стоит.
В) Попробовать помочь ребенку найти другой вариант, например, в подарок на Новый год ли день рождения.
3. Иногда в семьях, где родители не могут уделить ребенку достаточно времени- откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…
А) удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи.
Б) говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
В) предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.
4. Если родители вовремя не объяснят ребенку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то…
А) это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности.
Б) это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.
В) у него сложится об этом собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
Вывод: Многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст где можно прививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не выдерживают истерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на покупку игрушки. Наша с вами задача донести до родителей сущность проблемы, научить как правильно выходить с данной ситуации.
Задание № 2:
С помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия. Следующие задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д. Возьми задание под №2, разложите на столе картинки с изображение обложек детских книг. Я буду задавать вопросы, а вы должны найти обложку с изображением сказки, которая соответствует описанию и дать краткое пояснение.
1. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? (Колосок)
2. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах)
3. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок)
4. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой)
5. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? (Теремок)
6. в каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-ховрошечка, Царевна-лягушка.)
7. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
8. В какой сказке реклама сыграла злую шуту с главным героем? («Как старик корову продавал»)
9. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход? (Вершки корешки).
Вывод: Знакомя детей с художественной литературой мы таким образом знакомим детей с финансовой грамотностью.
Задание № 3:
Все мы знаем, что основной вид деятельности у детей- игра. Какие сюжетно-ролевые игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей? (магазин, банк, поездка в автобусе).
Назовите два финансовых действия, с которыми мы знакомим детей в играх - магазин, театр, банк?
Ответы: (это покупка и продажа).
С каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»? (обмен).
Открываем задание №3 «Выполни действие». Вам необходимо обыграть следующие экономические понятия: обмен валюты в банке и покупка продуктов в магазине.
Вывод: Данное задание позволило увидеть элементы финансовой грамотности в сюжетно-ролевой игре. Расширяя предметным оборудование среду, нам легко будет познакомить детей с такими понятиями как деньги, обмен, покупка, продажа. Даже через игру мы невольно формируем представление детей о финансовой грамотности, начиная уже с младшего дошкольного возраста.
Задание № 4:
Уважаемые коллеги, о чем идет речь?
Кто хочет свой товар продать,
Тот с нею должен подружиться
И будут так товар хвалить,
Что долго он не залежится.
Вы конечно догадались, что речь идет о рекламе.
Для чего нужна реклама? Какие виды рекламы вы знаете? (Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама и т. д.) Сейчас вам предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента. Вам необходимо прорекламировать следующий товар: йогурт и глазированный сырок.
Вывод: Использование игрового момента с рекламой позволяет детям принять информацию зрительно и отобразить ее наглядно.
Задание № 5:
Следующее наше задание «Угадай пословицу или поговорку». Я вам буду показывать цепочку картинок. Вам необходимо поочередно прочитать пословицу по картинке и объяснить ее смысл.
«Деньги любят счет», «Деньги куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Вывод: Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, о их ценности, о их экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.
Задание№ 6:
Следующее задание - это экономический кроссворд.
1. Денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала, определённой формы, веса и достоинства. (Монета)
2. финансово грамотного человека они всегда превышают расходы. (Доходы)
3. Он обязательно финансовый, может быть, как личным, так и семейным. (План)
4. Разность между суммой всех личных денежных поступлений (доходов) и суммой всех личных денежных расходов за определенный промежуток времени. (Сальдо)
5. Универсальный эквивалент обмена, служащий мерой стоимости товаров и услуг, выраженный бумажными или металлическими денежными знаками. (Деньги)
6. Они достигаются при решении текущих финансовых задач. (Цели)
7. Экономические отношения, сопровождающие движение денежных средств, связанные с формированием, распределением и использованием денежных фондов. (Финансы).
Задание № 7: (подведение итогов).
Сегодня я познакомила вас с рядом игр которые вы легко можете использовать в работе с финансовой грамотностью в своих детских садах. Но в каких областях образовательной деятельности? На это вопрос нам поможет ответить следующее задание. И выполним мы его все вместе ( на магнитной доске расположены листочки в виде облачков с надписью: разминка, реклама, кроссворд, сюжетно-ролевые игры, сказки, пословицы, а внизу 5 кружочков с надписью 5-ти образовательных областей).
• Скажите в какой образовательной области можно использовать проведенную сегодня разминку?
• Скажите в какой образовательной области можно использовать игру «Продолжи предложение»?
• Скажите в какой образовательной области можно использовать сюжетно-ролевые игры?
• Скажите в какой образовательной области можно использовать кроссворд?
• Скажите в какой образовательной области можно использовать пословицы?
• Скажите в какой образовательной области можно использовать рекламу?
(Маркером при ответе отмечает стрелочкой).
Коллеги посмотрите, что получилось. Каждое предложенное мной задание можно запланировать и провести в любой образовательной деятельности. А это есть интеграция образовательных областей, то что диктует нам ФГОС ДО.
Хочу подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить, что сегодняшние дети – это будущее.