Изготовление игровых обучающих динамических плакатов для детей дошкольного возраста
Автор: Педагог первой квалификационной категории Зязева Е.П.
г. Миасс
2022 год
Изготовление игровых обучающих динамических плакатов для детей дошкольного возраста
Детство приносит ребенку много новых достижений. В этом возрасте закладывается фундамент познавательных способностей – развиваются восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и воля. Игра учитывает психологические особенности ребенка, его активность, любознательность, подвижность.
Среди дидактических средств, облегчающих труд воспитателя, большими возможностями обладают динамические плакаты — наглядные пособия с подвижными элементами. Такие плакаты, наряду с иллюстративной функцией, успешно выполняют и обучающую функцию. Повышая уровень наглядности в преподавании, они помогают детям быстрее понять и надолго запомнить изучаемый материал.
По изготовлению динамические плакаты могут быть простыми и сложными.
Простые динамические плакаты легко можно сделать самим.
Динамические плакаты своими руками отличает лёгкость изготовления, новизна, многофункциональность. Ребенок может самостоятельно придумать свой сюжет, в котором герои – фигурки передвигаются по картинке. Разыграть ситуацию, которая в данный момент его беспокоит, на которую ищет ответ, обыгрывать диалоги, развивать монологическую речь. Кроме того, плакаты дают представление о пространственном отношении, учат ориентироваться в них: в, на, под, слева, справа, между и др.
В то же время ненавязчиво происходит повторение лексической темы.
Простой динамический плакат состоит в основном из двух частей: фона и фигурок.
Начнём изготовление динамического плаката с фона. Для фона используем рисунки, например, со средой обитания животных: это может
быть пейзаж леса, гор, моря, пустыни, льдины, травы.
(Если создаём динамический плакат по теме транспорт - дорога, небо, вода; по теме планеты – космос; по теме мебель - комнаты квартиры; по теме посуда - стол, полки и т.д.)
Распечатываем рисунок среды в формате более чем А3, ламинируем.
Затем подбираем карточки животных - фигурки в зависимости от выбранной темы (лесные звери, животные гор, морские животные, животные пустыни, животные холодных стран, насекомые)
(наземный, воздушный, водный транспорт; планеты; мебель; столовая, кухонная, хозяйственная посуда и др.)
Для прочности фигурки приклеиваем на картон, ламинируем, с обратной стороны прикрепляем магнитный квадрат. Карточки - фигурки храним в файле-конверте с обратной стороны плаката. Теперь играть можно на столе, а можно - на магнитной доске.
Чуть сложнее сделать динамический плакат с окошками. Я в своей работе использовала уже готовые распечатки из журнала для детей "Мамино солнышко", увеличивая плакат и детали в 2 раза. Плакат собирается по инструкции, предложенной в журнале.
В журнале за 2016 год в № 03 есть обучающий игровой плакат «В магазине»
Птицы – в журнале за 2013г, №08
Звери осенью в рубрике «Изучаем мир» (2012, №10)
Звери зимой в рубрике «Познаем мир» (2011, №12)
В лесу (2013, №04)
Цветы (2011, №7)
Времена Домик (2013, №01)
Мир насекомых (2012, №07)
12 месяцев (2016, №01)
Времена года (2013, №02)
Эти плакаты хороши тем, что в них содержится познавательная информация, поданная очень ёмко, кратко, точно. Дана четкая классификация предметов (птиц, цветов, продуктов), продуманы специальные кармашки для сортировки, ну и конечно, есть подвижные детали: окошечки, створки, детали на планке, которые то исчезают, то появляются.
Интересный вариант динамического плаката представлен в дидактической игре «Времена года». Игра знакомит детей со сменой времен года, учит выстраивать взаимосвязь причины-следствия. Замечательная игра.
Дидактическая игра наглядно показывает, как происходит смена времен года, закрывая игровое поле небольшими карточками, постепенно, шаг за шагом, за одним признаком следует другой. Например, превратим осень в зиму. Подул ветер, унес с дерева все листочки (накладываем карточку с кроной дерева без листьев). Туча закрыла солнце (карточка туча), пошёл снег (карточка со снегом). Стало холодно, девочка одела шубу (карточка девочки в шубе). Девочка увидела зайца (карточка зайца зимой). Снега стало так много, что дети слепили снеговика (карточка снеговик). А озеро покрылось льдом (карточка озера зимой).
Для знакомства с карточками желательно сыграть в лото, определить к какому полю относится данный фрагмент рисунка. А потом можно предложить создать на игровом поле путаницу «Капризная погода». Игра развивает внимание, логическое и творческое мышление. Выкладываем на поле карточки по очереди из стопки, сопровождая рисунок комментарием.