Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для родителей «Секреты миллефиори»»
Мастер-класс для родителей «Секреты миллефиори»
Цель: ознакомление родителей с техникой «миллефиори»
Ход мастер-класса
Миллефиори – старинная техника итальянских стеклодувов, при которой рисунок на стекле формируется по всей длине стеклянного цилиндра. Из цветного стекла формируется узор (чаще несложные цветы, затем получившийся широкий цилиндр нагревается и вытягивается до нужной толщины в тонкий стеклянный прутик или палочку так, что на каждом срезе сохраняется одинаковый рисунок. В 1981 году Эстер Олсон впервые применила аналогичную технологию в работе с полимерной глиной. В мире полимерной глины эта техника получила название «caning»(кэнинг) от англ. «кейн» - трость. В русском варианте эти брусочки с рисунком внутри стали называться колбасами. И действительно, форма, принцип расположения узора и способ нарезки брусочков с рисунком очень напоминают это мясное изделие. С начала 80-х годов «колбасная» техника (или миллефиори) бурно развивалась и превратилась в одну из основных при работе с пластикой. Но не только с пластикой можно творить такие чудеса. «Колбасы»миллефиори можно делать даже из обычного пластилина.
Особенность методики многослойной лепки «Секреты миллефиори» заключается в том, что ребёнок одновременно использует несколько цветов пластилина, а процесс лепки сопровождается определёнными эмоциями и чувствами – удивлением, восторгом, восхищением. Техника миллефиори похожа на бесконечный фокус, волшебство, сюрприз, когда один и тот же кусочек многослойного пластилина от лёгкого прикосновения детской ручки вдруг превращается то в цветок, то в бабочку, то в очаровательную гусеницу.
Методика разработана для детей раннего дошкольного возраста, но по мере усложнения продуктов детской деятельности может быть использована и с детьми старшего дошкольного возраста. Так, дети раннего возраста смешивают контрастные цвета пластилина так называемым простым смешиванием, скатывая несколько цветов в шар, превращая его в дальнейшем при помоги сплющивания в снеговика, солнышко, цветок, цыплёнка и т. д. Дошкольники среднего и старшего звена уже в полной мере применяют технику миллефиори, оборачивая колбаски пластилина одного цвета в сплющенную пластину другого цвета, наблюдают, как педагог нарезает заготовки будущих детских композиций. Так рождаются пятилепестковые цветы, перья павлинов, панцирь черепахи, бабочки, черепицы сказочных домиков.
Игровые образовательные ситуации с детьми раннего возраста проводятся малыми группами, не более 4-6 человек, подгруппами по 2 человека или индивидуально. На начальном этапе детям раннего возраста необходимы помощь и контроль взрослого. Раскатывание скалкой многослойных пластиковых конструкций, нарезку «колбас» должен проводить взрослый. Пусть ребёнок использует тонкие цветные пластины многоцветного пластилина в качестве элементов своей композиции, сам решает, на что они похожи, на бабочку или на лепесток цветка.
Существует множество видов пластилина. Детям раннего возраста для многослойной лепки «Секреты миллефиори» необходим качественный, так называемый мягкий пластилин. Его не нужно предварительно греть и разминать, что идеально подходит для маленьких детских ручек, у которых ещё недостаточно сил и моторных навыков.
Методика многослойной лепки включает в себя три способа получения изображения:
- способ смешивания пластилина «Шарик»,
- способ смешивания пластилина «Бутерброд»,
- способ смешивания пластилина «Колбаска».
Дети раннего и младшего дошкольного возраста при овладении многослойной лепки осваивают начальные приёмы – скатывание пластилина в шарик между ладонями, между пальцами, сплющивание его до формы лепёшки, оттягивание маленького кусочка от целого куска пластилина. В этом возрасте целесообразно давать детям не более двух цветов пластилина. Не следует ждать, что дети получат идеально круглый и ровный шар. Важно то, что в этом шаре или в совокупности шаров всех детей они увидят солнышко, снеговика, конфетку. Поэтому чаще всего при освоении лепки в технике миллефиори с детьми раннего возраста используется способ смешивания пластилина «Шарик».
Лепка «Бабушкины яблочки». Вначале создаём игровую ситуацию – «Подарки от матушки Осени», достаёт из «волшебного» мешочка яблоки, которые будут лепить дети.
- Что нам принесла матушка Осень?
- Какой они формы?
- Какого цвета яблоки?
- Кого можно угостить яблочками?
- Где растут яблоки?
Давайте сделаем свои яблочки. Воспитатель отщипывает два кусочка пластилина по одному каждого цвета (например, красный и жёлтый, соединяет их вместе и скатывает в шарик, пальчиком делает углубление и вкладывает в него лепёшку-листик. Дети лепят свои яблочки, воспитатель напоминает последовательность действий.
- Давайте угостим яблочками всех друзей!
Дети угощают яблочками своих друзей-игрушек.
По аналогии проводятся игровые ситуации, в основе которых лежит способ смешивания пластилина «Шарик». Например, «Весёлая гусеница» - используются все цвета пластилина, по два цвета на каждого ребёнка, усики и глаза гусеницы дополняет воспитатель. «Украсим ёлочку шарами», «Конфеты для друзей», «Мы милашки, куклы Неваляшки», «Озорные пчёлки».
С помощью способа смешивания «Колбаска» и «Бутерброд» можно провести лепку в технике миллефиори «Цветы для мамочки», «Фиалки в горшочке», «Осенняя ветка», «Сказочная черепашка».
Лепка «Пушистые тучки». Воспитатель поднимает над головой солнышко, подводит к нему силуэт тучки, прикрывает солнышко тучкой и читает стихотворение В. Берестова:
Туча с солнышком опять
В прятки начала играть.
Только солнце спрячется –
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся –
В небе радуга смеётся.
- Давайте «поиграем» с солнышком в прятки – сделаем красивые пушистые тучки. Предлагает выбрать силуэты тучек, вырезанные заранее из плотной бумаги (картона) и украсить, чтобы тучки стали пушистыми. Дети выбирают и рассматривают свои тучки, обводят силуэт пальчиком.
Воспитатель показывает и поясняет способ создания пушистой тучки:
- беру пластилин синего цвета (вот такой – показывает брусок, разрезаю ножичком (показывает стеку) пополам. Катаю колбаску. Беру пластилин белого (голубого, жёлтого) цвета, разрезаю ножичком пополам. Катаю колбаску, соединяю с колбаской синего цвета, разрезаю ножичком и прикладываю к своим тучкам.
Воспитатель показывает способы работы поочерёдно и вовлекает детей в подражание своим действиям. По окончании работы воспитатель играет с детьми в игру с солнышком.
Главное в работе с пластилином - не переоценить силы ребёнка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это – залог будущего успеха.