Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов "Всё о звуках и буквах".»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5» г. Горнозаводска
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ВСЁ О ЗВУКАХ И БУКВАХ»
ВЫПОЛНИЛА: Лопаткина Н.Н., учитель-логопед
2024г
Цель: Обобщить знания педагогов с приемами закрепления у детей навыков звукового и слогового анализа слов».
Вопросы: 1. Роль формирования фонематического слуха и восприятия при обучении дошкольников грамоте.
2. Что такое звуковой анализ и синтез слов?
3. Звуки и буквы.
4. Практическая часть.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины? На наш взгляд, к таковым относятся: педагогическая запущенность ребенка, отсутствие желания или привычки заниматься, недостаточная усидчивость, сниженное внимание или память, трудности в поведении. Но основные причины подобного явления нарушение фонематического слуха, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Остановимся на сущности этих причин и уточним некоторые термины. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом слухе и восприятии( диффиренциации) каждого звука родного языка.
Что же это за понятие, о котором так много говорят и пишут в последнее время?
Фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Овладение навыками звукового анализа и синтеза требует специального планомерного обучения
это –
1) определение порядка слогов и звуков в слове,
2)установление различительной роли звука,
3)выделение основных качественных характеристик звука.
В период от одного года до четырех лет развитие фонематического слуха происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи.
Рассмотрим, какова роль правильного произношения при обучении ребенка грамоте. Только при четком, правильном произношении возможно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно (вместо Ш — С, вместо Р — Ли т.п.), способствует закреплению у малыша существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Парадоксально, но очевидно, что взрослые зачастую усугубляют дефекты чтения и письма у детей, неосознанно, но упорно допуская следующие ошибки: неправильно называют буквы; путают понятия «звук» и «буква»; не учитывают, что согласных звуков намного больше, чем соответствующих букв, а гласных звуков, наоборот, меньше; предлагают для написания слишком сложные слова; не исправляют побуквенное ЧТЕНИЕ детей. Указанные ошибки для подавляющего большинства взрослых, не знакомых с фонетикой — наукой, изучающей звуки родного языка, а также ее отличиями от графики (системы передачи устной речи на письме) — естественны.
Однако, по нашему мнению, педагогам и родителям, заботящимся о том, чтобы в представлениях дошкольника о родном языке не было путаницы, а подготовка к школе велась более квалифицированно и эффективно, необходимы следующие специальные знания: Для ребенка, не умеющего читать, слово состоит только из ЗВУКОВ (а не из букв!) с различным количеством и последовательностью. Сам по себе звук не имеет никакого значения, но в совокупности звуки создают внешнюю, воспринимаемую на слух оболочку слов. То, что мы произносим и слышим, это — звуки, а буквы мы видим и пишем. Поэтому говорить: «Мальчик не выговаривает букву Р» или « Дочка шипящие буквы плохо произносит» — неверно. Следует говорить: «Ребенок не произносит звук Р» или «Она неверно выговаривает шипящие звуки». Кроме того, занимаясь с дошкольником, взрослому важно понять, что малыш не умеет читать и воспринимает слово только на слух, поэтому следует отвлечься от графического изображения слова и настроиться только на его звуковую оболочку.
В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков всего 6: А, О, У, И, Ы, Э. Гласные звуки графически обозначаются красным цветом. В названии каждой из четырех следующих букв (Я, Ё, Ю, Е) содержится по 2 звука Я=Й+А, Ё=Й+0, Ю=Й+У, Е=Й+Э. (Поэтому эни и называются йотированными!)
Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке намного больше — 42, в основном за счет мягких согласных (НЬ, ПЬ, ГЬ, ВЬ, СЬ и пр.). (Сравните: ныть — нить, мал — мял, вол — вёл, лом — лён, лук — люк. Первые буквы в парах слов одинаковые, а звуки разные: мягкие и твердые.) Мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью различных следующих за согласной букв: мягкого знака (банька, семь, рысь), буквы И (был — бил, дым - Дима) и так называемых йотированных гласных букв Е, Ё, Ю, Я (сравните: мэр -мерка, рот —рёва, руки —рюмка, лампа —лямка и т.п.). Анализируя с детьми слова, необходимо учитывать наличие в них мягких согласных звуков и избегать таковых, если ребенок еще не различает согласные звуки по твердости — мягкости. Твердые согласные графически обозначаются, синим цветом, а мягкие зеленым. В русском языке нет полного соответствия между буквами и звуками. Зачастую звуковой и буквенный варианты слов значительно расходятся (сравните, как мы говорим и пишем слова тростник, соседка, лето, ёж, подставка, юбка). В связи с этим в упражнениях на полный звуковой анализ и синтез следует предлагать детям только те слова, произношение которых не расходится с их написанием шторм, кран, карман, карнавал, струны, грозы и пр.). Слова, которые мы пишем и произносим по-разному (помимо слов с мягкими согласными звуками), взрослым важно замечать и исключать из упражнений, чтобы не создавать ребенку дополнительных трудностей. Называть согласные звуки при анализе и синтезе слов следует коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце лов самоваР, шалаШ, пилоТ, гноМ и др. Привычные взрослым ЭМ, ЭР, ТЭ, ША — это названия букв в алфавите, а не звуков. В тренировочных упражнениях закрепляется сначала устный синтез гласных и согласных звуков в слоги, чтобы ребенок не испытывал впоследствии «муки слияния» и раньше овладел послоговым чтением. В противном случае, читая побуквенно длинное слово, ребенок не сможет синтезировать названные звуки и, следовательно, понять смысл прочитанного.
Практическая часть.
1. Выполнить звуковой анализ слов: ЛУНА, КИТ, РОЗА.
2. Д/ игра «Мягкий-твердый». 3. Выполнить слоговой анализ слов с определением ударного слога и выложить схему. План проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе дошкольного учреждения.
Общие задачи: 1. Формировать устойчивый интерес ребенка к литературе как виду искусства.
2. Воспитывать грамотного читателя.
3. Расширять круг произведений и проблем, на основе которых будет воспитываться грамотный читатель. Ввести в круг чтения детскую периодику.
4. Формировать оценку таких нравственных понятий, как «правда» и «ложь», «смелость» и «трусость», «честь» и «бесчестье», «добро» и «зло», «щедрость» и «жадность».
5. Ежедневно заниматься чтением детской литературы в дошкольном учреждении. Контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения.