Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов «Методика проведения динамических пауз с детьми старшего дошкольного возраста».»
Мастер-класс на тему
«Организация двигательного режима в ДОУ»
« Подвижные игры на прогулке».
Цель:повысить профессиональную компетентность педагога по организации двигательной
активности детей в режиме дня в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Задачи:
Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.
Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.
Ход мастер – класса:
Вступление:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (Нет или да)
Деток вы любите? (Да или нет)
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (Нет или да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс
Уважаемые коллеги попрошу каждого определить 1-2 словами, что для вас значит двигательная активность. Таким, образом мы определили, что у каждого есть свое представление о двигательной активности.
Двигательная активность - это естественная потребность человека, - это способ различных качеств быстроты, ловкости, силы. Двигательная активность -это способ познания мира. В двигательной активности ребенок учится целенаправленно действовать. Двигательная активность- это способ управления эмоциональным состоянием. Во время двигательной активности можно сбросить лишнее напряжение, лишнюю энергию. Двигательная активность – это еще способ оздоровления организма.
«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вестиактивный образ жизни.
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Сегодня мастер - класс будет посвящен подвижным играм на прогулке и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.
Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.
Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья (Участники мастер – класса выполняют задание)
А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников? (Участники мастер – класса выполняют задание)
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении.
Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста - ониразвивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если образовательная деятельность была связана с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за пол часа до ее окончания.
В двигательную деятельность детей следует включать подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке:
В младшей группе 6-10 мин.
В средней группе – 10-15 мин.
В старшей и подготовительной – 20-25 минут.
На вечерней прогулке:
В младшей и средней группах – 10-15 минут
В старшей и подготовительной группах – 12-15 минут.
Существует 3 вида подвижных игр по степени физической нагрузки:
Игры большой подвижности – построены в основном на таких движениях, как бег и прыжки: «Ловишки», «Хитрая лиса», «Чай, чай выручай», «Караси и щука» и многие другие.
Игры средней подвижности – характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов): «Горячая картошка», «У медведя во бору», и многие другие.
Игры малой подвижности – движения выполняются в медленном темпе (игры с ходьбой, игры на внимание): «Угадай, кто позвал?», «Угадай, кто ушел?», «Найди, где спрятано», «Море волнуется» и многие другие.
При организации п/и на прогулке необходимо учитывать:
Какие занятия предшествовали. Если физкультурное, то на прогулке можно поиграть в одну подвижную и одну малоподвижную игру, если музыкальное, то можно играть в две подвижные и одну малоподвижную игру.
Погодные условия, время года, если холодно (больше движений), жарко (игры малой подвижности).
Учитывать степень двигательной активности каждого ребёнка.
Каждая игра начинается с выбора водящего. В младшем возрасте водящего назначает воспитатель, в среднем и старшем возрасте можно использовать считалку.
Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.
Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары.
У детей младшей группы кругозор еще не велик, мышление конкретно, внимание неустойчиво, поэтому им даются игры с простым, несложным сюжетом. Движения, которые входят в игры: ходьба, бег, подлезание, прыжки, и т.д. В играх малышей отсутствует элемент соревнования.
В средней группе также даются игры, сопровождающиеся текстом, причем исполнение текста может быть хоровым; например, в играх «У медведя во бору», «Перебежки», «Мы веселые ребята» и т.д. Текст дает ритм движению, помогает развитию речи у детей; окончание текста служит сигналом к прекращению действий или к началу новых движений. Дети старшего возраста более самостоятельны и активны, чем малыши. Их движения становятся более точными, поэтому можно проводить игры и забавы с более сложными двигательными заданиями. В старшей группе даются разного рода «ловишки», игры с мячом и т.д. Правила в старшей группе усложняются. Выполнение правил требует от детей выдержки, сосредоточенности внимания, наблюдательности, ловкости.
Я подобрала для вас несколько игр для профилактики наиболее распространенных заболеваний.
Для начала предлагаю небольшую разминку я предлагаю пожелать друг другу здоровья т.е. поздороваться. А сделать это можно разными способами.
Поздоровайся ладошкой, и своей красивой ножкой.
Плечиком и локотком и конечно язычком. ДОБРОЕ УТРО!
Поздоровайся головкой, как ты делаешь все ловко,
Пальчиком и кулачком и, конечно, язычком. ЗДРАВСТВУЙ!
Сейчас мы с вами перейдем к практической части занятия. Представим, что мы маленькие дети и поиграем в некоторые игры.
Младшая группа
Малоподвижная игра «Кружочек»
Цель:познакомить детей друг с другом.
Ход игры:
Дети строятся в круг, держатся за руки и говорят:
Круг-кружочек!
Где ты, наш дружочек?
Идут по кругу:
Раз, два, три!
Покажись (имя ребенка) ты!
Останавливаются. Названный ребенок выходит в центр круга и кружится. Игра повторяется
Подвижная игра « Кошка Мышки»
Цель: учить детей имитировать звуки, бегать тихо, как мышки.
Ход игры:
Воспитатель объясняет, что по одну сторону шнура будет домик мышек – норка. По другую сторону от шнура (на расстоянии 2-2,5м) на скамеечке сидит кошка. Раздает всем детям эмблемки и приглашает «мышек» в норку. Воспитатель медленно произносит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка. («Мышки» бегают, пищат.)
Кошка глазки открывает И мышат всех догоняет: Мяу! Мяу! («Мышки» прячутся в норку.)
Воспитатель берет игрушку – кошку и догоняет детей. Игра повторяется 2-3 раза.
Средняя группа
Малоподвижная игра«Лавата»
Цель: снятие мышечного напряжения, создание хорошего настроения.
Ход игры:
Дети образуют круг. Не держась за руки, они передвигаются приставным шагами шагами сначала в одну, а при повторе слов – в другую сторону, произнося:
Дружно мы танцуем –
Тра-та-та, тра-та-та,
Танец наш любимый –
Это лавата.
Ведущий говорит: «Мои пальчики хороши, а у соседа лучше». Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо-влево.
Затем водящий дает другие заданий:
Мои плечи хороши, а у соседа лучше.
Мои уши хороши, а у соседа лучше.
Мои глазки хороши, а у соседа лучше.
Мои щеки хороши, а у соседа лучше.
Моя талия хороша, а у соседа лучше.
Мои коленки хороши, а у соседа лучше.
Мои пятки хороши, а у соседа лучше.
Подвижная игра « Бездомный заяц»
Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве.
Ход игры:
Выбирается «охотник» и «бездомный заяц». Остальные «зайцы»
стоят в обручах –«домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет.
«Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать.
Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» - «охотником».
Старшая группа
Малоподвижная игра«Садавник»
Цель: разучить название цветов; развивать ловкость.
Ход игры:
участники игры садятся в ряд. Каждый выбирает себе ИМЯ (название любого цветка). Считалкой выбираются ведущий и «садовник». Ведущий называет «садовнику» имена цветов, выбранных игроками.
«Садовник» говорит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме ромашки» (называет любой цветок). кроме "ромашки" «Ромашка» сразу должна отозваться и воскликнуть — Ой!
Далее Идёт диалог между садовником И «Ромашкой»:
— Что с тобой?
— Влюблена!
— В кого?
— В «Василёк»
«Василёк» тут же должен отозваться — Ой!
Далее они с ромашкой ведут такой же диалог И «Василёк» должен назвать еще какой-нибудь цветок. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся - отдает фант (любую вещь, а в конце игры «отрабатывает»" его.
Подвижная игра « Пустое место»
Цель: учить детей быстро бегать наперегонки в противоположные стороны. Развивать быстроту реакции, внимание.
Ход игры:
играющие становятся вкруг, положив руки на пояс, - получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит вне круга и говорит:
«Вокруг домика хожу
И в окошечки гляжу,
К одному я подойду
И тихонько постучу».
После слов «постучу», водящий останавливается, заглядывает в окошко и говорит: «Тук, тук, тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришёл?», - водящий называет своё имя. Стоящий в кругу спрашивает: «Зачем пришёл?», - водящий отвечает: «Бежим наперегонки», – и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остаётся в кругу, опоздавший становится водящим, и игра продолжается.
Вывод :
Игры для детей– это не только веселый досуг, но и средство для физического и психического развития детей. Их выбор зависит от возраста, состояния здоровья воспитанников в группе, их физической подготовленности и активности.
« Гимнастика после сна»
Цель: Способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.
сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить
умственную и физическую работоспособность детского организма.
Всем всегда на свете ясно,
Что здоровым быть – прекрасно.
Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояние в другое, что способствует
несформированности нервных процессов. Именно поэтому после дневного сна с детьми проводятся специальные упражнения, позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию.
Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого человека.
Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок проснётся, зависит его
настроение и самочувствие.
Гимнастике пробуждения после дневного сна далеко не всегда уделяется должное
внимание. И напрасно — она важна ничуть не меньше, чем утренняя зарядка.
Такая гимнастика должна стать обязательной частью режима ребенка. Благодаря ей:
пробуждение пройдет легко;
малыш получит положительный настрой;
переход к играм или занятиям не будет таким резким.
Чтобы пробуждение наших ребят было максимально приятным и безболезненным,
гимнастику мы начинаем пока дети еще находятся в кроватях, проводим ее под музыку.
Длительность гимнастики в постели для детей младшего дошкольного возраста около 2-3-
5 минут. Средний возраст 5-7-10 минут; старший возраст - до 15 минут.
И сейчас мы с вами проведем гимнастику пробуждения. Берем покрывало, расстилаем на пол и слушаем команду.
Комплекс гимнастики называется:«У нас в детском саду»
Поднимайся, детвора!
Завершился тихий час,
Свет дневной встречает нас.
Мы проснулись, потянулись (потягивания)
Приподняли мы головку, (приподняли голову, повороты)
Обопремся мы на ножки, (упр. "мостик" -приподнимание таза)
Приподнимемся немножко.
Все прогнулись, округлились,
Мостики получились.
Ну, теперь вставать пора,
После гимнастики в постели переходим в игровую комнату, где и выполняем упражнение по тропе здоровья.
Идем по массажному коврику, далее проходим по ребристой доске, следы, хождение по пробкам. Молодцы. Закончили. Проходим делаем круг и становимся друг за другом паровозиком.
В старшем дошкольном возрасте в комплекс гимнастики пробуждения входит самомассаж.
Массаж спины «Дождик»
Дети встают друг за другом паровозиком и выполняют движения
Дождь! Дождь! Надо нам Хлопки ладонями по спине
Расходиться по домам.
Гром! Гром, как из пушек, Поколачивание кулачками.