kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс для педагогов «Кинезеология как метод развития мозговой деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Хочу представить вам один из лучших методов активного развития дошкольников - кинезиология. Именно кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов «Кинезеология как метод развития мозговой деятельности»»

Мастер-класс для педагогов «Кинезеология как метод развития мозговой деятельности»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Одна из основных задач, стоящих сегодня перед ДОУ – развитие речи детей. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения. По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.

Общеизвестно, что развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон - мозолистым телом, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Это толстый пучок нервных волокон (около двухсот миллионов, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу происходит передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллектаМежполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующуюся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Сегодня я хочу представить вам один из лучших методов активного развития дошкольников - кинезиология. Именно кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.

«Кинезиология» – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные физические упражнения, целью которых является снижение утомляемости, повышение способности к произвольному контролю, синхронизация работы полушарий головного мозга. Основная задача кинезиологии — избавить человека от внутренних блоков и зажимов, влияющих на психическое и физическое здоровье организма. КИНЕЗИОЛОГИЯ - наука о развитии головного мозга через движение и относится к здоровье сберегающим технологиям.


Полезна кинезиология как для детей, так и для взрослых. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка:

  • улучшается способность к обучению;

  • тренируется стрессоустойчивости;

  • повышается уровень развития речи;

  • развивается творческое восприятие;

  • улучшается координация движений

  • развивается мелкая и крупная моторика рук, память, внимание, пространственные представления.

Часто данную методику применяют к детям с проблемным развитием таких как (ДЦП, гиперактивность, аутизм).

В прогрессивных школах мира есть ежедневный урок - кинезиология.

Комплексы упражнений включают в себя растяжки, дыхательные глазодвигательные и телесные упражнения, для развития мелкой моторики, и упражнения на релаксацию.

Существуют определенные правила для занятий кинезиологией:

• Обстановка должна быть максимально комфортной и спокойной.

• Каждый этап упражнений должен быть точным.

• Очень полезно проводить упражнения перед интеллектуальными нагрузками.

Перед занятиями с детьми я всегда провожу 2-3 упражнения для максимального включения в рабочую деятельность.

Я предлагаю вам выполнить вместе со мной комплекс кинезеологических упражнений по гимнастике мозга, для разных возрастных групп

Прежде, чем приступить к выполнению кинезеологических упражнений, необходимо выпить воды.

Стакан воды способен ускорить работу нашего головного мозга на 14%. Пить нужно небольшими глотками.

Итак, чтобы наш мозг активизировался вначале комплекса всегда выполняется «Массаж ушных раковин»: сперва помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину, теперь потяните уши слегка в сторону, вверх. В конце упражнения разотрите уши руками.

Каждое упражнение можно выполнять от 30 секунд, до 2 минут, в зависимости сколько у вас времени. Но у нас это будет экспресс гимнастика, и за 5- 7 минут можно значительно улучшить свое состояние.

«Сорви яблоки»

Посмотреть вправо вверх, потянуться сорвать яблоко, при этом сделать вдох, наклониться положить яблоко в корзину – выдох, посмотреть влево вверх, висит 2 яблока, сначала правой, потом левой как можно выше, вдох, сорвать два яблока, опуститься в корзину положить.

«Свеча»

Представьте, что перед вами стоит большая свеча, сделать глубокий вдох и задуть ее, рядом стоит 5 маленьких свечей, сделать глубокий вдох и задуть 5 маленьких свечей поочередно не вдыхая воздух.


Кинезиологические упражнения для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

С детьми раннего возраста выполняются пальчиковые игры от простого к сложному. Детям раннего возраста доступны многие кинезиологические упражнения, такие, как «Пальчик, зайчик, кулачок»«Дом, замок, расческа, ежик»«Гуси»«Заяц, коза»«Оладушки, фонарики», (однонаправленные, к 3 годам дети могут выполнять упражнение «Очки, бинокль, колечки», разнонаправленные движения (оладушки, фонарики). Многие кинезиологические упражнения встречаются в потешках, пальчиковых играх, песенках-инсценировках«Гуси-гуси»«Ладушки»«Идет коза рогатая»«Зайка серенький сидит» и др. Упражнения выполняем правой и левой рукой попеременно.

Пальчиковые игры хорошо сочетать с игровым массажем. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что способствует развитию крупной и мелкой моторики. Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. С детьми раннего возраста можно использовать резиновые ежики для массажа, постепенно сменив на су-джок массажеры. (упражнение «Ежик» Е. Железновой).

Стихи и песенки очень нравятся детям, они обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей доверять другим и сопереживать.

Колечки. Усадив малыша на колени, взрослый под ритмичную песенку или в такт счету собирает его пальчики в колечки, смыкая большие пальцы поочередно с указательными, средними, мизинцами, а затем продолжая движение в противоположном направлении.

Чуть подросший малыш (2 года) в такт счету или песенке взрослого сам поочередно смыкает пальцы в колечки.

Пальчик(показать указательный палец)

Зайчикподнять вверх 2 пальца:указательный и средний)



Упражнения для 2 младшей и средней групп.


После того как дети научились выполнять пальчиковые игры, с четырех-пяти лет дается комплекс пальчиковых кинезиологичеких упражнений. Ребенок выполняет упражнение вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивается время и сложность заданий. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами («заяц-коза-вилка», произносимыми вслух или про себя. Осуществление речевого контроля помогает гиперактивным детям сконцентрировать внимание на упражнении.

Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного взаимодействия, что способствует детской стрессоустойчивости при обучении в школе. По мере усвоения материала рекомендуется усложнять задания: увеличивать скорость выполнения упражнений, выполнять с закрытыми глазами, (исключить зрительный контроль) каждое упражнение выполнять по 2 раза, включать в упражнение глазодвигательные движения или артикуляционные упражнения; исключить показ и ориентироваться только на голос педагога.



Кулак

Коза-дереза - (и. п. «зайчик», пальцы направлены вперед, шевелим «рожками»- бодаемся)

Коровушка - (указательный и мизинец направлены вперед, остальные пальцы подогнуты)

Гусь – большой и указательный пальцы соединяются и разъединяются, остальные – подогнуты.

Дом - пальцы прижаты друг к другу, руки образуют крышу.

Замок - (пальцы обеих рук переплетены в «замок»)

Ежик - ладони сомкнуты, пальца правой руки пересекаются между пальцев левой руки «иголками» вверх

Кинезиологические упражнения для детей старшего дошкольного возраста.

Колечки. Дети 6—7 лет, собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки. Внезапно водящий командует«Без среднего!» — и все игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда«Без мизинца!» и т. д. Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.

Самый сложный вариант игры — обратные колечки. Однако при хорошей тренировке он доступен дошкольникам старшего возраста.

Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая — большой и мизинец.

В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно с безымянным, средним и указательным.

Затем следуют движения в противоположном направлении.

Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь», произносимыми вслух или про себя.

Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозг

Ухо — нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Занятия кинезиологией не требуют материальных затрат, вписываются в структуру занятий, а главное - дети выполняют их с большим желанием и удовольствием. Упражнения дают как мгновенный, так и накопительный эффект.

Всем известно, что старение организма начинается со старения нашего мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, тренируя его мы не позволяем стариться всему телу.

Исторический факт, секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Тренируйте мозг и оставайтесь молодыми и красивыми, как Клеопатра.

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Мастер-класс для педагогов «Кинезеология как метод развития мозговой деятельности»

Автор: Михалева Елена Викторовна

Дата: 11.04.2023

Номер свидетельства: 629370


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства