kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс для педагогов «Игры на липучках как эффективный инструмент сенсорного развития детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов при организации детско-взрослого взаимодействия с целью сенсорного развития посредством игр на липучках

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов «Игры на липучках как эффективный инструмент сенсорного развития детей"»

Мастер-класс для педагогов

Тема: «Игры на липучках как эффективный инструмент сенсорного развития детей. От идеи до липучки». (СЛАЙД 1).

Цель: создание условий для повышения уровня профессиональной компетенции педагогов при организации детско-взрослого взаимодействия с целью сенсорного развития посредством игр на липучках (СЛАЙД 2).

План:

  1. Вводный этап - теоретический блок.

  2. Основной этап – практическая групповая работа + теория.

  3. Заключительный этап – рефлексия (СЛАЙД 3).

Средства: столы, стулья, проектор, ноутбук, ваза, стикеры, ручки, презентация Power Point, ламинатор, листы для ламинации, скотч, цветная бумага, липучки, листы белой бумаги и картона, маркеры, ножницы.

Ход мастер-класса

В современной образовательной ситуации одним из основных регламентирующих документов является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО, Стандарт). Согласно Стандарту ведущая форма деятельности в детском саду – игра (п.1.2. ФГОС ДО) (СЛАЙД 4).

Играя, ребенок получает опыт, знакомится с окружающие миром, учится взаимодействовать с ним, а воспитатель создает условия для развития дошкольников во всех образовательных областях: социально-коммуникативном, познавательном, физическом, художественно-эстетическом и речевом развитии.

Входит ли в описанные области сенсорное развитие?

Педагоги отвечают.

Конечно. Сенсорное развитие ребенка - это  развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. (СЛАЙД 5). Значение сенсорного развития трудно переоценить. Для того, чтобы оно проходило наиболее успешно и продуктивно необходимо использовать эффективные педагогические инструменты, одним из которых являются игры на липучках.

Согласитесь, младшего дошкольника вряд ли заинтересует прослушивание параграф из учебника о «Геометрических фигурах», чтобы познакомиться с ними. Зато он проявит повышенный интерес к ярким играм, элементы которых могут быть мобильными, то есть прилепляться и отлепляться. Назовем это действие липучек так.

Сегодня мы рассмотрим весь процесс «От идеи до липучки».

Условно разделим процесс на шаги, каждый из которых буде предполагать практическую часть, для выполнения которой я предлагаю объединиться в 4 группы и занять места за столами.

Группы садятся за сдвинутые столы.

ШАГ 1. Какая игра мне нужна? (СЛАЙД 6).

Целеполагание – самый важный аспект во всем воспитательно-образовательном процессе. Если я что-то делаю, посредством определенной деятельности взаимодействую с детьми, я должна иметь четное представление – ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО ДЕТЯМ И КАКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЮ Я. Это важно.

Также нельзя не сказать о том, что при выборе игр для детей с целью сенсорного развития нужно обязательно анализировать их содержание на возрастную адекватность материала.

Итак, каждая группа сегодня создаст игру и продемонстрируем ее элемент. Поэтапно. Последовательно выполняя все шаги, мы получим результат.

Группа 1, предположим, что возраст ваших воспитанников 2-3 года.

Группа 2, ваши дети 3-4 года.

Группа 3 – детям 4-5 лет.

Группа 4 – 5-6 лет (СЛАЙД 7).

На этапе задумки игры на липучках, нужно адекватно оценивать ресурсы. Что у нас есть из оборудования и какие материалы в наличие.

Для каждой группы я собрала одинаковый набор. Обращаю Ваше внимание, что к простой бумаге или картону липучки клеить нельзя, материал будет рваться при отсоединении элемента на липучке. Ламинация – обязательное условие!

Аналог автоматизированной ламинации – скотч. Картонный или бумажный элемент, который по кругу обклеен скотчем приравнивается к заламинированному элементу. Липучка на такой детали игры держаться будет, а нам это и нужно.

Делаем вывод, в первую очередь нужно выбрать способ ламинации – автоматизированный или ручной при помощи прозрачного скотча.

У нас есть один ламинатор – по необходимости им будут пользоваться группы по очереди.

Рассмотрим наборы: липучки, которые Вы можете приобрести на сайте AliExpress (СЛАЙД 8).

Аналогом заказанных через Интернет липучек станут липучки, приобретенные в швейном магазине (СЛАЙД 9). Ленты продаются метражом. Их называют «папа» и «мама» - мягкая и цепкая ленты. Ваша задача будет нарезать их на мелкие кусочки, соизмеримые с деталями Вашей игры.

Итак, скотч, липучки, ножницы, листы для ламинации, цветная бумага, белая бумага, картон, маркеры (СЛАЙД 10).

В реальной жизни, если Вам будет нужна картинка мяча, Вы можете ее распечатать, а далее заламинировать одним из двух описанных ранее способов. Сегодня, мы будем рисовать этот мяч на белой бумаге или картоне в целях экономии времени. Наша задача узнать механизм создания игры на липучках с целью сенсорного развития.

Как Вы думаете, почему я предложила два варианта – нарисовать мяч на картоне или на бумаге?

Педагоги отвечают.

Картон крепче и плотнее бумаги. Не каждый ламинатор его возьмет, но скотчем Вы сможете заламинировать картон любой плотности. Бумагу ламинатор возьмет без проблем.

Хочу обратить Ваше внимание, что перед работой ламинатор нужно хорошо нагреть.

Итак, каждая группа знает возраст своих воспитанников, материал и оборудование. Предлагаю в течение 10 минут поставить цель, придумать любую сенсорную игру, элемент которой можно будет продемонстрировать, используя предложенный материал. Ключевой момент – детали игры должны быть мобильны, то есть с использованием липучек.

Обратите внимание на слайд (СЛАЙД 11). Обозначена направленность сенсорных игр – развитие представления об объектах, явлениях и предметах окружающего мира: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.

Группы работают, организатор по необходимости оказывает помощь, задавая наводящие вопросы.

ШАГ 2. Какие мне нужны материалы? Кто исполнители?

(СЛАЙД 12).

Необходимо определиться с материалами, оборудованием и исполнителями. На сегодняшний день родительская общественность предстает полноправными участниками образовательных отношений, поэтому с целью сотрудничества и привлечения их к образовательному процессу, рекомендую по возможности обращаться за распечаткой или сборкой, например, ламинацией, к родителям. Это поиск рациональных ресурсов, ничего в этом нет странного или страшного. У кого-то из родителей в свободном доступе может быть ламинатор, а кто-то может пожертвовать бумагу, или даже найти и распечатать необходимые картинки для заготовок игры.

Сегодня мы к родителям обращаться не будем, поэтому каждой группе предлагаю распределить обязанности и поработать над созданием элемента предложенной Вами игры. В целях экономии времени прорисовыванием заниматься не будем. Наша задача пройти путь от идеи до липучки, поэтому изображения могут быть схематичными.

Работа в группах. 15 минут. По необходимости организатор подсказывает как рациональнее использовать материал.

Отлично! Сейчас еще минуту отведем на то, чтобы каждая группа назвала игру и подготовилась к ее краткой презентации.

Презентация игр. Вопросы. Ответы. Рекомендации.

Отлично. Казалось бы, все. Была цель. Теперь есть игра. Мы подошли к третьему шагу.

Шаг 3. Игровое взаимодействие взрослого и ребенка.

Знакомя младшего дошкольника с дидактической игрой, в основе которой лежит замысел, например, «научить ребенка различать цвета», необходимо соблюдать определенную последовательность. Во-первых, необходимо познакомить ребенка с игровым оборудованием (игровое поле, карточки или иной раздаточный, или демонстрационный материал для игры), рассмотреть его, проговорить вслух название предлагаемых для игры атрибутов. Во-вторых, задача педагога доступно и четко, не используя лишних слов, проговорить ребенку инструкцию выполнения данной игры, т.е. объяснить правила игры. Далее необходимо вместе с ребенком «проиграть» несколько раз в игру, после чего, вероятно, у ребенка возникнут вопросы, на которые необходимо ответить. И только после этого ребенок может играть самостоятельно, под контролем взрослого. Таким образом, реализуется принцип последовательности.

Нужно помнить о том, что то, что легко для одного ребенка – может оказаться слишком сложным, или напротив – слишком простым для другого. Речь идет об индивидуальном подходе, который при организации детско-взрослого взаимодействия педагог должен использовать не только в играх, но всем воспитательно-образовательном процессе.

Еще один важный принцип организации игр - «от простого к сложному». Дидактические игры необходимо постепенно усложнять, не рекомендуется делать резкие скачки: сегодня, играя, вы познакомились с геометрическими фигурами кругом и квадратом – завтра со всеми остальными. Вводите фигуры по одной, проводите игры на закрепление материала.

Если мы, педагоги, будем придерживаться вышеописанной модели организации дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста, то уровень их сенсорного развития будет расти на глазах и плоды педагогической деятельности не заставят себя ждать. Так, играя, ребенок в специально созданных нами, взрослыми, условиях будет комфортно развиваться, постигая окружающую действительность.

Практическое задание. Смоделируем ситуацию на примере одной из игр, которые придумала группа.

Приглашаю за стол трех желающих. Двое будут воспитанниками, третий – педагог.

Педагоги выходят.

Итак, рассмотрим принцип индивидуального подхода. Играя с детьми в игру группы (называет номер группы), один воспитанник, Вы, (указывает на педагога) испытываете затруднения, а, Вы, (указывает на другого педагога) справляетесь с игрой на раз-два. Действия воспитателя?

Выслушивает ответ педагога. Обращается к аудитории, как поступить в таком случае.

Все верно. Вариантов решения может быть несколько, одним из наиболее эффективных, я считаю, это попросить помочь ребенка, которому игра дается просто, справиться с ее игровыми задачами тому, у кого возникли затруднения. Присматривая и координируя процесс. Обязательно присев рядом и общаясь с детьми спокойным негромким и неторопливым голосом.

Какие еще задачи, помимо сенсорных, решает игра в данной педагогической ситуации?

Обсуждение.

Конечно, стимулируется социально-коммуникативное развитие, речевое, познавательное: внимание, логику, мелкую моторику.

Я считаю. Что мы сегодня отлично поработали. Поставьте, пожалуйста, на стикерах цифру от 1 до 5 насколько материал был для Вас актуальным, и Вы готовы его использовать в педагогической практике. Попрошу оставить стикер в вазе на выходе из зала.

Спасибо за внимание!









3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Алексеенко Алена Михайловна

Дата: 17.03.2023

Номер свидетельства: 627727


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства