Просмотр содержимого документа
«Маршрут выходного дня как форма духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Маршрут выходного дня как форма духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, является духовно - нравственное воспитание детей. Основываясь на опыте работы по духовно - нравственному воспитанию, можно сказать, что для дошкольников, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу или поселку, родной природе, к своей Родине. Это есть начало патриотизма, гуманизма, ответственности, которые зарождаются сознательно и формируются в процессе целенаправленного воспитания.
Мы считаем, что задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в подрастающем поколении любовь к родной земле, с первых шагов формировать у них черты характера, которые помогут ему стать человеком.
В основе духовно - нравственного воспитания лежит формирование моральных и патриотических чувств, а именно чувство любви и уважения к Родине, которые начинаются у ребенка с отношения к семье, к своим родным людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке, к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.
Семья – первая община ребенка, и в ней он должен чувствовать себя равноправным членом, который каждый день вносит в него свой вклад. Поэтому, формирование моральных и патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. В современном обществе общение родителей со своими детьми значительно сократилось. «Живое» межличностное общение заменяет виртуальное, уличные игры заменяются компьютером или телефоном. Поэтому, одной из главных целей стандарта является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Основной целью работы по данному направлению является поиск инновационных форм взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений в решении следующих задач – воспитание гуманизма, ответственности, патриотизма, используя личностно – ориентированный подход, как субъективную форму общения между детьми и взрослыми, а также воспитанию нравственно – патриотических чувств. В каждой возрастной группе ДОУ ведётся работа по духовно- нравственному воспитанию детей согласно перспективному планированию.
В планирование включены разнообразные виды деятельности: беседы, дидактические игры и упражнения, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, занятия и т.д. среди инновационных форм взаимодействия можно выделить – «маршрут выходного дня». Что такое «маршрут выходного дня»? «Маршрут выходного дня» - это перспективная инновационная форма работы с родителями, которая учитывает актуальные потребности семей и способствует формированию активной жизненной позиции участников процесса, а также воспитанию у детей нравственно – патриотических чувств.
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме «маршрута выходного дня» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе при формировании у детей нравственно – патриотических чувств.
В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужит формированию таких нравственных качеств как: гуманизм, ответственность, дисциплина и др. В связи с вышеизложенным, определена цель «маршрута выходного дня»: создание благоприятных условий для внедрения инновационных форм и методов повышения эффективности духовно – нравственного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.
Для реализации данной формы взаимодействия был разработан алгоритм создания маршрутов:
1. Родительское собрание. Рассказ воспитателями о том, какие мероприятия по духовно – нравственному воспитанию проводятся в ДОУ. Проведение анкетирования среди родителей, о том какие места мероприятия можно посетить совместно с детьми.
2. Сбор данных о местах посещения, предстоящем культурном событии в жизни города, на которых следует акцентировать внимание, при работе по духовно – нравственному воспитанию.
3. Разработка перспективного планирования «маршрута выходного дня».
4. Прогулка по маршруту. (1 раз в месяц, в соответствии с перспективным планом)
5. Оформление фотовыставки «Как я провел выходной день». (В рамках мероприятий «маршрута выходного дня») Примерные мероприятия «маршрута выходного дня»: 1. Целевые прогулки и экскурсии на природу. - Посещение парков города: Парк Юности, парк Победы, Винновская роща, парк Дружбы Народов. 2. Экскурсии в музеи, библиотеки, памятные и общественно – ценные места. - Музеи: Краеведческий музей, музей «Пожарная охрана Симбирска - Ульяновска», музей истории Гражданской авиации, Интерактивный музей теплоэнергетики, Мелочная лавка «Торговля и ремёсла Симбирска конца ХIX вв.» и др.
Совместные посещения родителей с детьми библиотек, музеев помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата духовно-нравственного воспитания дошкольников.
При использовании «маршрута выходного дня» можно отметить положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников, как доброта, сострадание, внимательность к окружающим, ответственность, уважение к старшему поколению