kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мандала и мандалотерапия для педагогического коллектива ДОУ (практическое занятие с элементами тренинга)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомление воспитателей ДОУ с мандалой, как арт-терапевтическим средством гармонизации психоэмоционального состояния, с историей ее возникновения, техникой выполнения в работе с детьми и взрослыми.

Задачи:

  1. Ознакомить с историей возникновения мандалы, ее особенностями в жизнедеятельности человека.
  2. Дать представление о методе мандала-терапия в работе психолога с разными возрастными категориями участников образовательного процесса
  3. Сформировать интерес к  мандала-терапии, как методу саморазвития и профилактики психологического здоровья.
  4. Практически обучить  технике самостоятельного выполнения мандалы.Практическая часть - метафорическая игра "Мандала"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мандала и мандалотерапия для педагогического коллектива ДОУ (практическое занятие с элементами тренинга)»

Светлана Ивановна Кононученко,

педагог-психолог МДОУ «Ясли-

сад комбинированного типа № 294

г. Донецка»



Мандала и мандалотерапия для педагогического коллектива ДОУ

(практическое занятие с элементами тренинга)



Цель: ознакомление воспитателей ДОУ с мандалой, как арт-терапевтическим средством гармонизации психоэмоционального состояния, с историей ее возникновения, техникой выполнения в работе с детьми и взрослыми.

Задачи:

  • Ознакомить с историей возникновения мандалы, ее особенностями в жизнедеятельности человека.

  • Дать представление о методе мандала-терапия в работе психолога с разными возрастными категориями участников образовательного процесса

  • Сформировать интерес к мандала-терапии, как методу саморазвития и профилактики психологического здоровья.

  • Практически обучить технике самостоятельного выполнения мандалы.










































Метафрическая игра «Мандала»


Не секрет, что друзья не растут в огороде и … что педагогический коллектив не прост во взаимоотношениях. Хотя можно спросить себя: проявляем ли мы в общении с коллегами свои лучшие качества? Может, боимся непонимания или отпора? А может быть, для проявления, более глубоких чувств нужны какие-то особые условия? Такие, когда что-то светлое, нежное, ранимое в наше душе было увидено, прочувствовано и согрето другими.

Цель: психологическое единение коллектива и открытие уникальной красоты другой души.

Материалы: лит ватмана, фигурки из цветной бумаги (квадраты, круги, треугольники, вытянутые ромбы двух видов по цвету спектра радуги или цветовых карточек М. Люшера), клей. Лучше вырезать столько фигур каждого цвета, чтобы хватило всем участникам для выбора своей фигуры своего цвета. Фигуры разложены кучками по цвету в плоских открытых коробках.

Инструкция. Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Сейчас вам будут розданы фигуры разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится (фигуры в коробках передаются участникам). Если передумали, можно взять другую… Итак, перед вами фигурка, которая нравится. Нарисуйте на ей ручкой с любым стержнем что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор: растительный, геометрический, символический. Уголок природы, деревья, цветы, небо, птицы, рыбы или что-то еще, близкое вам… (рисование).

Нравиться? Вы согласны с тем, что в этом рисунке отражена частица вашей души? Попробуйте понять и мысленно для себя ответить: какая это часть души, что она выражает?... А теперь позвольте собрать ваши рисунки для следующего действия (пауза 15-20 минут, которую можно заполнить музыкой, звуками природы и чаепитием). За это время психолог в другом помещении выкладывает на листе ватмана композицию в виде мандалы, чередуя разные цвета и фигурки . Помощник последовательно приклеивает фигурки).

А теперь посмотрим, что же у нас получилось (ватман разворачивается и прикрепляется к стене, делается пауза для рассматривания). Красиво. Словно радуга. Здесь волны орнамента, звездочки, листочки, цветы, лебедь, березки, солнце. Удивительно! Эти рисунки можно разглядывать часами…

Когда-то давно, в глубокой древности, люди интуитивно обнаружили, что форма в виде цветка, звезды - они назвали ее мандалой – выражает что-то глубинное в душе человека, отражает центр человеческой души. Поэтому, мандала встречается часто: в витражах церквей, на одежде, посуде, в архитектуре зданий. На Руси – в украшении изб, прялок, орнамента вышивок. Открыл тайну мандалы известный австрийский психолог ХХ века К. Юнг. Он же открыл и то, что созерцание мандалы, ее рисование или другое воплощение служит совершенствованию душевной жизни человека, ее гармонизации, здоровью…

Мандала в данном случае - это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка души каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите глазами свой…

Обратите внимание, как каждый из нас близко находится ко многим другим. И если вдруг кто-то делает больно одному, то и другим, тем, кто рядом, станет больно. И наоборот, радость отразится светом на других. Закономерно, что все возвращается к тому же месту, к тому же человеку: по движению круга, по спирали. Вот такой удивительный образ получился.













Интерпретация индивидуальная. Образ можно использовать как диагностический материал? С места могут прозвучать вопросы: « Что значит желтый цвет? Серый? Красный? Почему выбран круг, треугольник? Ответы в этом случае обязательны, так как они снимают напряжение, неопределенность и могут дать конструктивный ход осознанию материала, в том числе и теми, кто вопросов не задает. Интерпретация цвета может проводиться по любой используемой в практике психолога методике: Люшера, историческая интерпретация цвета, этнопсихологическая, цветотерапевтическая и. т.д. Объяснения дополняют друг друга, и каждое из них открывает новую грань в понимании цвета.

Ключом к пониманию формы каждой фигурки является психогеометрический тест (Деллингер С.). Ответы на вопросы проводятся в виде психологической консультации, с учетом, разумеется, присутствия слушателей. Лучше, если психолог будет опираться на позитивное значение формы и цвета. Например, черный цвет можно объяснить как переходное сосоояние (сравнение-ночь), в недрах которого возникает что-то новое (образ щари), пока еще неведомое никому. Таким образом, трактовка этого цвета активизирует у человека состояние ожидания чего-то нового, чуда рождения.

Интерпретация групповая. После проведения игры педагог-психолог может создать цветовой образ коллектива, с которым работает. Можно определить цветовые, психогеометрические показатели в соотношении. Делать это следует, разумеется, разумеется, осторожно. И все-таки больший смысл игры заключен в самой метафоре.

В каждом коллективе композиция форм и цвета будет своей, уникальной. Поэтому мандала зазвучит для вас своей мелодией.










































Литература


  1. Адлер Герхард. Лекции по аналитической психологии. – М.: Рефл-бук; Ваклер, 1996. С. 168-171.

  2. Бурлачук Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.- СПБ.: ПитерКом, 1999. С. 254-255.

  3. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. – М.: Аст; Мн. : Харвест, 2001. С 127-165, 185-200.

  4. Серов Н.В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. – СПб.: Речь, 2001. С. 64-108.

  5. Юнг К.Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 1997, С 237-245.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Кононученко Светлана Ивановна

Дата: 29.03.2020

Номер свидетельства: 544589


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства