Формы организованной образовательной деятельности: игровая («Добрые дела дома»); коммуникативная (игра «Красивые слова для мамы»); познавательная (д/игра «Доскажи предложение»); двигательная (игра-упражнение «Рассортируй фрукты и овощи»).
Форма организации: группа
Цель: Воспитание уважительного, заботливого отношения и любви к маме, дать понять детям, что мама – это самое дорогое, что есть у человека.
Задачи: образовательные, развивающие, воспитательные развивающая - расширять словарный запас, развивать логику, мышление, память; развивать коммуникативные навыки; развивать умение поддерживать беседу; поощрять попытки детей высказывать свое мнение; развивать познавательную активность детей в процессе беседы. воспитательная – воспитывать у детей доброе, заботливое, внимательное, уважительное отношение к маме; стремление помогать, радовать, а так же сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей, семьи, общества; содействовать созданию хорошего и праздничного настроения; воспитывать вежливое обращение к друг другу. образовательная – активизировать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами; учить составлять небольшой рассказ о маме; подбирать правильные словосочетания; развивать диалогическую речь; формировать у детей основные компоненты устной речи; способствовать усвоению детьми языковой системы в практической деятельности; формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.
Предварительная работа: Беседа «Что мама любит больше всего?»; беседа «Мамин день - 8 марта»; беседа «Как я маме помогал»; изготовление аппликации «Корзина с цветами для мамы»; чтение рассказов о маме : «Обида», «Надо и не хочется», «Как стать большим и читать, чтобы к маме не приставать»; чтение и разучивание стихов о маме; разучивание песни для мамы; просмотр видеофильмов: «Волшебные руки мамы», «Профессии наших мам».
Материал и оборудование: игрушка сердечко, корзинка, 2 контейнера, муляжи фруктов и овощей.
Оборудование для ручного труда: заготовки сердечек из красного картона, ленточки, фото детей, клей – карандаш)
1.Организационный момент.
Ход занятия
Воспитатель:
- Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это - зов и заклинанье,
В этом слове - сущего душа.
Это искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сразу не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего.
Ему конца нет. Встаньте!
Я произношу его:
Дети хором : Мама!
Воспитатель: - Дорогие ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы слушайте внимательно и скажите мне отгадки.(загадки по стихотворению В.Волгиной)
Наши руки были в мыле.
Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами –
Помогали нашей ... (маме!)
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей... (мамы)
Ответы детей – мама.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! А вот еще послушайте загадку и подумайте, о ком она?
- Кто вас дети крепко любит
Кто жалеет, кто целует?
Кто заботиться, ласкает, нежно на руках качает?
Песни добрые поет?
Утром в детский сад ведет?
Дети: - Мама.
Воспитатель:
- От чистого сердца,
Простыми словами
Сегодня, друзья,
Мы расскажем о маме.
2. Основная часть
Воспитатель: - Дети, а кто для вас мама?
1-й ребёнок:
Мама – это небо!
Мама – это свет!
Мама – это счастье!
Мамы лучше нет!
2-й ребёнок:
Мама – это сказка!
Мама – это смех!
3-й ребёнок:
Мама – это ласка!
Мама любит всех!
4-й ребёнок:
Мама – осень золотая!
Мама – самая родная!
5-й ребёнок:
Мама – это доброта,
Воспитатель: - Слово «мама» - одно из самых древних на Земле. Оно почти одинаково звучит на языках разных народов:
Мама–по-русски,
Эни–по-татарски,
Анай–по-удмуртски,
mother–по-английски,
Mutter – по-немецки.
Воспитатель: - Сколько тепла таит слово, которым называют самого близкого и единственного человека!
- Мама –слово дорогое,
-Мама – солнышко и свет,
- Мама –любит и жалеет,
-Ближе и роднее человека нет.
1-й Ребёнок:
- Мамочка, милая, нежная, славная,
Добрая, умная и лучезарная,
В ладонях я счастье тебе подарю.
Спасибо за все я тебе говорю.
2-й Ребёнок:
- Живи, улыбайся невзгодам-годам,
Заботы разделим с тобой пополам.
Забудь о болезнях, о тревогах забудь,
Любовью осветим твой жизненный путь.
Воспитатель: - Первое слово, которое произносит человек, - «мама». Оно обращено к той, что подарила ему жизнь. Любовь к матери заложена в нас самой природой. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. У мамы самые добрые и нежные руки, они всё умеют. Руки матери качали вас в колыбели, когда вы были ещё маленькими, это мама согревала вас своим дыханием. О маме пишут стихи, маму изображают на холсте, о маме слагают песни.
Воспитатель : А сейчас я вам предлагаю спеть песню о маме.
(Дети поют песню)
Воспитатель: - Вспомните: когда вы болели – всегда видели над собой озабоченное лицо мамочки, когда была в вашей жизни радость, вы видели эту радость на лице мамы. Но если вы знаете маму дома, то совершенно не представляете на работе. Наши мамы имеют еще одну профессию – хозяйка дома. Дом держится на маме. Они ухаживают за детьми и мужем, готовят, убираются и очень многое умеют делать. А если мамы еще работают? То дети должны мамам помогать! Мы сейчас с вами поиграем и вспомним, как мы помогаем нашим мама.
Игра "Добрые дела дома" (Дети, стоя в кругу, передают друг другу корзиночку. С окончанием музыки тот, у кого оказалась корзиночка, рассказывает, как он помогает маме).
Воспитатель: А теперь давайте покажем с вами на деле, как мы помогаем мамам. Делимся на две команды. И кто из вас быстрее рассортирует овощи на борщ, а фрукты на компот. (Подвижная игра «Рассортируй овощи и фрукты»).
Воспитатель: - Дети, вы молодцы. Ведь у мамочки самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки на свете. И в знак благодарности предлагаю вам сказать красивые слова о маме, передавая друг другу вот это красивое сердце. Какая ваша мама? (Игра «Красивые слова для мамы». Дети становятся в круг, передают сердечко и говорят о маме)
Воспитатель: - Надо стараться не огорчать маму, чаще радовать её своим вниманием и заботой. Давайте подумаем, как надо заботиться о маме?
Дети:
- Спросить, как она себя чувствует?
- Не устала ли? Предложить прилечь, отдохнуть.
- Если тяжелая сумка, помочь ей.
- В автобусе или трамвае уступить место маме.
- Выходя из транспорта, надо подать маме руку.
Воспитатель: - А еще, мам надо радовать примерным поведением, хорошими успехами. Дарить им цветы, часто говорить “большое спасибо” и ничем не расстраивать. А если уж случилось, что ненароком обидели вы маму, то не стесняйтесь попросить прощения. С помощью волшебных слов можно даже грустной или обиженной маме вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Давайте с вами поиграем с вами еще в одну игру. (Д/и «Доскажи предложение)
Воспитатель: Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого…
Дети: (Спасибо)
Воспитатель: Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…
Дети: (Добрый день)
Воспитатель: Если больше есть не в силах;
Скажем маме мы…
Дети: (Спасибо)
Воспитатель: Когда бранят за шалости,
Говорим…
Дети: (Прости, пожалуйста)
Воспитатель: И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…
Дети: (До свидания)
3. Заключительная часть
Воспитатель: - Молодцы, все правильно ответили. Мама –слово дорогое. Мама – самый близкий и родной человек. Ребята, я предлагаю вам сделать обереги для ваших мам в виде сердечек, которые будут защищать их от разных бед. И тогда мама будет уверена, что в семье растёт внимательный, добрый, чуткий человек. И мамины глаза засветятся радостью. Эти обереги вы подарите своим мамам в знак любви и уважения.
(Дети садятся за столы и изготавливают обереги в виде сердечек со своим фото.)
Воспитатель: - Ребята цените своих матерей, дарите им минуты радости, будьте заботливыми, всегда помните, что мы все перед ними в неоплатном долгу.
Итог: - Дети, наша беседа подошла к концу. О ком мы сегодня говорили?
Дети: Мы говорили о наших мамах, как мы их любим, помогаем, что мама, самый близкий и родной человек. Мама всегда придет на помощь, мама самый верный и надежный друг. Надо мам любить, уважать, ценить, беречь и заботиться о них.
Воспитатель: Что вам особенно запомнилось и понравилось?
Дети: Нам понравилось изготавливать обереги для наших мам, потому что нашим мамам будет приятно получить такой подарок и они порадуются.
Воспитатель: Молодцы ребята. Я уверена, что у ваших мам растут достойные дочери и сыновья. Любите и берегите своих мам, заботьтесь о них и никогда не огорчайте.
Литература
«Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия для детей 5-7 лет», составитель В.В.Гербова, Н.П.Ильчук;
Интернет сайты «Всё для детского сада», « Педагогический мир».