Просмотр содержимого документа
«Логоритмика как основа сочетания музыки, слова и движения. Система упражнений, заданий и игр.»
Логоритмика как основа сочетания музыки, слова и движения. Система упражнений, заданий и игр.
Подготовила:
Гаврилова Анжелика Валерьяновна музыкальный руководитель
Логоритмика переводится – ритмичная речь («лого» – речь (слово, «ритмика» – ритм).
Музыка раскрывает в детях умственные способности, поскольку музыкальное восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети, вслушиваясь в звучание произведения, сравнивают звуки в мелодии -высокие и низкие, отмечают характер музыкального произведения, придумывают художественные образы, учатся разбираться сколько частей в произведения. Беседа по поводу прослушанной музыки учит детей делать первые обобщения и сравнения.
Ритм является основой нашей жизни. Всё окружающее нас живёт по законам ритма: смена времён года, дня и ночи, биение сердца и т. д. Ритм способствует развитию двигательной сферы (учимся ходить, кататься на коньках – произносим счет раз-два, раз-два, (говорим в определённом ритме, сложные слова проговариваем по слогам,),
«В результате соединения речи с движением создаются устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата (Н.А. Бернштейн)».
Музыкальные деятельность с элементами логоритмики направлена на развитие речи, слуховых функций, двигательной функции, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.
Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития голоса и умения координировать пение, речь и движение, а так же укрепляют у детей костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку. С помощью ритмических игр, песен с движениями, пальчиковых игр, коммуникативных игр создается доброжелательная, эмоциональная атмосфера совместного творческого развития детей.
Средства логопедической ритмики можно представить как систему ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей.
Такими средствами являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, активизирующие внимание; счёт, формирующий чувство музыкального размера; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, инсценировок на заданную тему, драматизации с пением.
Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно, но какова бы не была доля музыки и слова, музыки и движения в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность.
Для повышения эффективности работы лучше подбирать знакомую и интересную детям музыку, с простой ритмической структурой и чёткой фразировкой.
Музыкальное деятельность включает следующие элементы логоритмики: -пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук; -музыкально-ритмические упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинг;
-фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
-вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания, логопедические распевки);
-песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
-музыкальные-дидактические игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве; -ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;
-коммуникативные игры и танцы для развития эмоциональности, позитивного самоощущения;
-упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения. -Чистоговорки, потешки для автоматизации и дифференциации звуков;
Итак, структура непосредственной музыкальной деятельности с элементами логоритмики такова:
-Организационный момент.
-Речь с движением (чувство ритма) или упражнение на дыхание.
-Упражнение на мелкую моторику или артикуляционная гимнастика.
-Слушание музыки.
-Пение.
-Танец или хоровод.
-Игра.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
Предлагаем несколько пальчиковых игр.
Пальчиковая игра «Варим суп»
Эй, ребята! Эге-гей!Дети хлопают в ладоши. Чистим овощи для щей. Режем мы капустуСтавят ладони параллельно друг другу, пальцы выпрямлены. Поочерёдно поднимают и опускают ладони («рубят»). Будет супчик вкусный. Чистим мы картошку, Поглаживают пальцами правой руки тыльную сторону левой ладони. Чистим очень ловко, Мы натрём морковку, Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам. Красную головку.Одновременно опускают и поднимают руки («трут морковь») А потом, а потомСтучат по левой ладони ребром правой. Мы покрошим помидор, И головку лучка, И зубок чесночка. Мы посолим супчик. Мелко перебирают пальцами правой руки, собранными в щепоть («солят»). Скушай-ка, голубчик! Протягивают обе ладони вперёд.
«Здравствуйте!»
Логоритмическая игра с пением
Музыка и слова С. Коротаевой
Ручки, ручки, просыпайтесь, Здравствуйте! Потирают ладошку о ладошку. Ласковые ручки наши, Здравствуйте! Гладят по два раза ладошкой по правой , потом по левой руке. Пальчики сердитые, Здравствуйте! Соединяют растопыренные пальцы и ударяют поочерёдно мизинец с мизинцем и т.д. И ладошки, наши крошки, Здравствуйте!Ритмично хлопают в ладоши перед собой. Наши ушки, наши щёчки, Здравствуйте!Потирают ушки, гладят щёчки. Наши локоны и кудри, Здравствуйте!Гладят себя по голове. Вы друг другу улыбнитесь, Здравствуйте!Улыбаются сначала соседу слева, потом справа. И головкой поклонитесь, Здравствуйте!Выполняют поклон головой.