Просмотр содержимого документа
«Логопедический тренинг для детей с ТНР, педагогов и родителей: «Игры с крупами»»
Логопедический тренинг для детей с ТНР, педагогов и родителей:
«Игры с крупами»
Учитель - логопед Бакулина С.А.
В последние годы резко увеличилось и продолжает увеличиваться количество обучающихся с ОВЗв ДОУ, испытывающих затруднения в развитие психических и речевых процессов. Учащиеся с ОВЗ имеют различные особые образовательные потребности. Своевременное выявление и коррекция проблем в развитии имеет огромное значение, особенно в возрасте 5-7 лет наиболее активно развиваются такие психические процессы как память, внимание, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания, развитие речи и мелкой моторики пальцев рук. Поэтому огромное внимание на логопедических занятиях отводится пальчиковым играм, работе с сыпучим материалом и штучными предметами. Дети могут сравнивать разные виды круп по цвету, форме, размеру, и т.п.
Учитывая, что в данном возрасте ведущим видом деятельности является игра, все коррекционно-развивающие занятия построены в игровой форме, с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.
Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может делать это самостоятельно. Отечественными психологами и специальными педагогами доказано, что дети, имеющие речевые или психические отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного ведения игры со стороны логопеда, чем их нормально развивающиеся сверстники. Ведь только через игру ребенок овладевает социальными ролями, достигает определенного умственного и эмоционально- волевого развития. Посредством игры формируется определенный багаж знаний об окружающем мире, формируются такие высшие психические функции как внимание, память, мышление, воображение и др.. Ребенок учится мыслительным операциям, обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.
Работая в детском саду с детьми с тяжелыми нарушениями речи, появилась необходимость в использовании технологии крупотерапии.
Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все — логопед, педагоги, родители,— имея общую цель, будут действовать согласованно.
Продолжительность тренинга: 30 минут.
Цель: развитие общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания, восприятия, логического мышления, развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, формирование пространственной ориентировки, развитие самосознания и личности ребенка; преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Целевая группа: воспитанники с тяжелыми нарушениями речи и их сопровождающие.
Задачи:
1.Коррекционно – образовательные:
- расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире;
- формирование объема активного и пассивного словаря;
2.Коррекционно – развивающиеся:
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- тренировка внимания и зрительно-моторной координации;
- развитие наглядно-действенного мышления, произвольного внимания и памяти.
- развитие у ребенка творческого мышления, расширение сенсорного опыта.
3.Коррекционно – воспитательные:
- формирование усидчивости, умения понимать и принимать инструкцию;
- воспитание положительного эмоционального контакта в группе, здорового эмоционального возбуждения.
- воспитывать позитивные коммуникативные навыки.
Кроме основных задач, на занятии реализуются задачи по созданию положительного эмоционального контакта в группе, здорового эмоционального возбуждения.
Что нужно для игры с крупой?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть «Волшебницы крупы»
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру...
Подобно Богу Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
Сущность: данная технология предполагает комплексный подход к всестороннему развитию ребенка. Поэтому, каждое занятие включает в себя три основных блока:
Социальный блок характеризуется общением ребенка с взрослыми и сверстниками. В этой части занятия специалист корригирует и формирует активную речь ребенка, обогащает речевой словарь, отрабатывает навыки совместной деятельности с взрослым и сверстниками.
Познавательный блок предполагает расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире. Специалист дает представления о величине, форме, цвете, количестве, расширяет спектр разнообразных тактильных ощущений.
Эстетический блок рассматривается нами как единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство, лепка, рисование пальчиками и т.д.). На этом этапе занятия предполагается развитие у ребенка творческого мышления, расширение сенсорного опыта.
Для того чтобы помочь ребенку преодолеть имеющиеся комплексные нарушения или же просто в целях профилактики и общего развития, я выбрала для себя именно такую направленность коррекционно-развивающих занятий.
Оборудование:
1. Подносы разной величины, цвета, размера
2. Крупа разных видов
3. Пластилин
4. Картон (цветной, белый)
5. Краски, гуашь
6. Клей ПВА
7. Набор мелких игрушек, букв, трафаретов
8. Презентация ( компьютер), интерактивная доска.
Ожидаемый результат: такие незатейливые упражнения с крупой обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка.
Во-первых, такого рода игры стабилизируют эмоциональное состояние.
Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Ход тренинга.
Логопед : Здравствуйте, ребята, добрый день, уважаемые взрослые. Мы рады снова видеть Вас на нашей совместной игре, на логопедическом тренинге.
Наш сегодняшний тренинг мы назвали «Волшебная крупа».
Ребята, давайте покажем своим родителям, как хорошо мы будем выполнять все задания. А взрослые нам в этом помогут.
2. Создание эмоционально положительного настроения детей. Активизация внимания детей в начале занятия.
Чтоб с крупой нам поиграть,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!
- Сегодня мы отправимся в сказку. Наш язычок покажет нам путь.
Артикуляционная гимнастика .
Оздоровительные упражнения.(способствует здоровье сбережению ребёнка и общему настрою на умственную деятельность,используются упражнения по технологии Б.А Архипова, Е.А. Воробьёвой, П. Деннисона, Е.В. Пеллингер, А.Л. Сиротюк, И.Г. Выгодской, Ю.В. Касаткиной)
-Подготовьте ваши ушки (помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину, в конце - растереть уши руками, выполняем с легко прикушенным языком)
-Подготовьте ваши ручки (хлопаем с закрытыми глазами)
-Подготовьте ваши ножки (топаем с открытым ртом)
-Ну, а теперь - в путь! Взяли рюкзачки (руки за спиной в замке,оздоровительное упражнение, помогает сформировать и сохранить правильную осанку), встали друг за другом и змейкой пойдём по воображаемой тропинке
-очень узкая тропинка (по 1 линии)
-по мостику (хлопаем по коленям)
-солнышко пригрело, и песок стал горячим (поднимаем колени)
-нависли ветви, нужно низко нагнуться, чтобы пройти (наклоняемся)
-на пути камни (прыгаем право - лево)
Встречаем ёмкость с крупой, камешками, в ней находим 1 задание «в капсуле»
3 Дидактическая игра. Сказка для язычка «У БАБУШКИ С ДЕДУШКОЙ»
Садитесь перед зеркалами, посмотрим на свои язычки. Слушайте и выполняйте упражнения.
Толстые внуки приехали в гости (дети надули щеки).
С ними худые - лишь кожа да кости (втянули щеки не открывая рта).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)
Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)
Утром проснулись - в улыбочку губы (широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)
С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка).
Чтобы отправиться в сказку нам нужно завести моторчик у язычка, сказав волшебные слова: трррр…ын
4.А теперь давайте узнаем, в какую сказку нас привел язычок. Встречаем ёмкость с крупой, камешками, в ней находим 2 задание «в капсуле»
Нужно узнать на ощупь, какая буква спряталась в крупе.
Загадка:
Волшебный мешочек ( мешочек с манной крупой, в котором спрятаны буквы)
- Она красива и мила,
А имя ее от слова «Зола». ( Золушка)
- Почему девочку назвали Золушкой? ( Потому что она была испачкана золой)
На экране появляется изображение Золушки.
5. Рассказ про «Золушку» (слайд)
Давным-давно, жил-был старый дровосек. Была у него злая-презлая жена и две дочери – родная и приёмная. Приёмная дочка была вредной и ленивой, а родная, Золушка, - доброй да работящей. Целыми днями работала Золушка – мыла полы, стирала, готовила. А мачеха с сестрой только и делали, что у зеркала прихорашивались, да на бедняжку Золушку ругались.
Как-то раз прискакал королевский гонец и сказал: «Принц решил выбрать себе невесту! Все незамужние девушки приглашаются на бал!» Мачеха с сестрицей тут же стали наряжаться, собираться на бал. Попросилась с ними и Золушка. «Нечего тебе, замарашке, в королевском дворце делать! Тебе и надеть-то нечего! Сиди-ка ты лучше дома и работай!» - раскричалась мачеха и поехала с дочкой на бал. Сидит Золушка на крыльце и горько плачет.
Работа с крупой( слайд)
Приготовь поднос, три баночки, мешочек с двумя видами разной крупы и горохом.
Злая мачеха перемешала крупу и горох в этом мешочке. Помоги Золушке — разложи крупу и горох по разным баночкам.
– Золушке очень хотелось поехать на бал
Давайте выложим красивые бусы для Золушки из крупы и гороха (по схеме). Выкладывай так: крупинка, горошина, крупинка, горошина и т.д.
Вспомни, как называется разная крупа. Что готовят из крупы и гороха?
Для того, чтобы поехать на бал нужно красивое платье и вдруг появилась Фея.- Как можно назвать ее по другому ( волшебница, крестная).
Рисуем – клеем. Трафареты тыквы (слайд)
- Ребята, нам нужно помочь волшебнице превратить тыкву в карету. ( на экране изображение тыквы). Для этого нам необходимо разукрасить тыкву разными крупами.
Выложить из фасоли по контуру мышку.( слайд)
- А мышей превратить в лошадей.
6.Динамическая пауза ( играет лесная музыка, дети изображают зверей)
- Проезжая по лесу, Золушка увидела лесных зверей. Угадайте, кто это?
- Из дупла выглянула маленькая, прыгучая …белка
- По тропинке пробежал длинноухий, короткохвостый…заяц
- Остановившись перед воротами замка, Золушка увидела огромный замок. Чтобы открыть его, нам нужно решить логическую загадку. Выбрать подходящую фигурку.
( слайд)
8.Подведение итогов. Рефлексия (слайд)
На балу Золушка танцевала с принцем, но вдруг…
- Часы пробили полночь ( звучит бой часов).Бал закончился. Возвращаясь домой, Золушка вспоминает, что с ней произошло
- А теперь вспомним о ее настроении:
- Какое было настроение, когда мачеха запретила ей ехать на бал?
- Какие чувства испытывала Золушка, когда волшебница предложила ей поехать на бал?
- А когда волшебница подарила ей платье, карету и отправила на бал?
- Какие чувства испытывала она к принцу?
-Покажите, как она удивилась, когда увидела великолепие замка? ( дети показывают эмоции , после чего на экране появляются смайлики с эмоциями.
Упражнение «Ласковая спинка» (развитие общей чувствительности по О. Фроловой)
- А теперь выполним упражнение «Ласковая спинка» На спине друг друга по очереди нарисуйте своё настроение, и каждый из вас попытайтесь отгадать, какое настроение у соседа, если трудно угадать попробуйте сделать это на ладошке.
Учащиеся называют настроение соседа.
- Молодцы! До новых встреч, до свидания, гости дорогие