Просмотр содержимого документа
«"логопедическая школа", как эффективное средство помощи родителям по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Магрычева Мария Александровна,
Учитель-логопед
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение-
центр развития ребенка детский сад №7
г. Завитинск
«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ШКОЛА», КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье раскрывается систематическая работа специалистов детского сада при коррекции речи в логопедическом пункте.
Ключевые слова: коррекция речи, логопедическая школа, дошкольники, учитель-логопед, воспитатель, родители
Последнее время отмечается тенденция увеличения количества детей с нарушениями речи различной этиологии, а также уменьшение количества логопедических групп. В городе Завитинске работает один детский сад, в котором функционирует одна логопедическая группа. Перед нами педагогами, в структуре детского сада, которого работает логопедический пункт стал вопрос помощи родителям, дети которые его посещают. Проведение родительских собраний, индивидуальных бесед, консультаций – это маленькая часть в коррекции речи, при которой родители выступали в роли пассивных слушателей и коррекционный процесс затягивался.
Учитель-логопед совместно с воспитателями группы в 2018 – 2019 учебном году провели проект «Логоступеньки», который показал эффективность помощи родителям в коррекции речевых нарушений. В ходе проекта были проведены как традиционные формы взаимодействия с родителями (собрания, индивидуальные беседы, коррекционные занятия), так и нетрадиционные («Логопочта» - вопрос – ответ родителям специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, медицинской сестрой, воспитателями); ежемесячная газета «Логоша», мастер-классы «Играем – звуки закрепляем», «По следам звука [Р]» и другие; логонеделя «Все вместе»).
В связи с введением ограничительных мер дальнейшее проведение проекта переросло в онлайн форму и создание страницы в сети Инстаграм, который показал большую заинтересованность у родителей в вопросах развития и коррекции речи детей разного возраста. С родителями и детьми проводились онлайн логонеделя, на которой родители вместе с детьми проводили артикуляционную гимнастику, закрепляли в речи свистящие и шипящие звуки, познакомились с нейроиграми. Также была проведена онлайн мастерская «Моя веселая игра», в ходе которой родители младших групп изготовили пособия на воздушную струю, средних групп – пособия на закрепления звуков [к-г; т-д], старших групп – пособия на дифференциацию звуков [с - ш], подготовительных групп – пособия на дифференциацию звуков [л - р].
С 2021 года проект перерос в логопедическую школу «Логос», в которой обучаются не только родители, детей которые зачислены на логозанятия, но и родители разных возрастных групп, дети которых имеют речевые нарушения. Целью создания школы явилось вовлечение семьи ребенка в совместную коррекционно-образовательную и воспитательную деятельность.
Логошкола придерживается следующих принципов:
- комплексности;
- опоры на зрительный, кинестетический и слуховой анализаторы;
- учета зоны ближайшего развития;
- от простого к сложному;
- системности;
- учета речевого нарушения;
- ведущей деятельности – игровой;
- комплексности [6].
Ежегодно в сентябре проводится диагностика речевого развития детей старшего и подготовительного возраста и на основании результатов проводятся индивидуальные встречи с родителями, родительские собрания и анкетирование. Далее на основании полученных данных совместно всеми специалистами составляется перспективный план работы на учебный год. План составляется отдельно для родителей, дети которых посещают занятия и для родителей, детей младших групп, которые имеют речевые нарушения, но с ними занимается воспитатель по развитию речи.
Вся работа в логошколе строится на разных формах взаимодействия с родителями, а именно:
«Логопочта» - вопрос – ответ в форме папок-передвижек, индивидуальных логопедических пятиминуток;
Тренинги, семинары-практикумы, брифинги, гостиные, деловые игры, мастер-классы, аукцион, которые проводятся с теоретической и практической частью. На практической части родители совместно с детьми под руководством педагогов отрабатывают полученные знания.
Совместные выставки – «Моя любимая буква», «Пособие на развитие воздушной струи», «Веселые шипящие» и другие.
Дни открытых дверей, логонеделя, в ходе которых родители активные участники педагогического процесса.
Мини библиотеки, логогазета «Логоша».
Страница в соцсети, на которой размещаются «Полезные советы», консультации, логоигры и многое другое.
Электронная почта, которая помогает в случае болезни ребенка, для продолжения коррекционного процесса учитель-логопед, воспитатель отправляют домашние задание родителям.
Работа логошколы показала эффективность в коррекции речи, заинтересованность родителей. Так родители более охотно шли на общение, посещали мероприятия в школе, выполняли рекомендации педагогов. Вся работа показала положительную динамику в коррекционном процессе, повысила уровень развития речи детей.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности работы логопедической школы, так как эта форма работы привлекла родителей к активному участию в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений; установила доброжелательные партнерские отношения между специалистами ДОО и родителями. И при этом достигается главная цель работы школы.
Литература
Бачина, О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
Перчаткина, Е.В. Сотрудничество логопеда и родителей. //Дошкольное воспитание, 1998, №11.
Степанова, О.Л. Организация логопедической работы в ДОУ / О.Л. Степанова, – М., 2007.
Щедрова, Е.А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи. // Дошкольное воспитание 2000. №6.
Карпова, С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы. Логопед в детском саду, 2007, № 9.
Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009 – 189 с.