kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедическая работа с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подъязычная связка Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т.д.).

Подрезать или нет?

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем
оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется
рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того,
прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные
упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных
болевых ощущений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая работа с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку»

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ
УКОРОЧЕННУЮ ПОДЪЯЗЫЧНУЮ СВЯЗКУ (УЗДЕЧКУ)


Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с
механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов
артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звукопроизношение.
Содержание данной статьи раскрывает логопедическую
работу с многочисленной категорией дислаликов - детьми, имеющими
укороченную подъязычную связку (уздечку).

Подъязычная связка Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т.д.).

Подрезать или нет?

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем
оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется
рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того,
прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные
упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных
болевых ощущений.
Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью
специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание может
потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).


Правила выполнения упражнений по М.А. Поляковой
1. При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но
в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
2. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к
пределу возможного.
3. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически
тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть - дайте ему отдых.
Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо
от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
«Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.
Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не
подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
«Грибок»
Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен
подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то
можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании
тренируется нужное движение языка.
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу.
«Гармошка»
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая
язык, открывать и закрывать рот.
«Барабан»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-ДД. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.
Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы
этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или
ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть
толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
«Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то
в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Дотянись до носа»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу 1
опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя
челюсть были неподвижны.
«Футбол»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую
щёку так, чтобы под щекой надувались мячики. «Котёнок»
На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и
предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать
мороженое.
«Грибок» с элементами самомассажа
Предложить выполнить упражнение «Грибок». Ребёнок сам перетирает
уздечку большим и указательным пальцами руки.

Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений

Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка»,
«Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и
поднимает язык или «качает» его на «расчёске».
Массаж уздечки языка

Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за
кончик языка, поднять его вверх.
Рот при этом раскрыт.
Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением
скользить по уздечке языка снизу вверх

Растягивание уздечки Прием Е.В. Новиковой

Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и
средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на
переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.
Указательный и средний пальцы неподвижны.

Упражнение «Крот» Прием Н.Г. Водовозовой

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.
Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.
Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную
уздечку, растягивая её.
Правила постановки звуков при короткой уздечке (М.А. Полякова )
Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж])
ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.
Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до
конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.
Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая
уздечка не препятствует.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Логопедическая работа с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку

Автор: Устиненко А.В., Мотаева О.Г.

Дата: 15.02.2020

Номер свидетельства: 539781


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства