В: Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множествосказочных героев : Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Как звали этого замечательного детского писателя? (ответы детей)
В: Совершенно верно! Этого писателя звали Корней Иванович Чуковский.
Корней Чуковский - это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, он написал для детей много стихов и сказок. И сегодня мы еще раз окунемся в мир сказок К.И.Чуковского.
У нас две команды.
Слушайте внимательно вопросы викторины и быстро отвечайте. За каждый правильный ответ команда будет получать фишку. Команда, заработавшая большее количество фишек в конце викторины, станет победителем.
1 тур«Доскажи словечко, из какой сказки?»
В: Читаю отрывок из сказки. Задача команд узнать, из какой сказки строчки и продолжить их.
Отрывки из сказок:
1. «Ох, нелегкая эта работа...»(из болота тащить бегемота)«Телефон»
2. «Всех излечит, исцелит…»(Добрый доктор Айболит)«Айболит»
3. «Ехали медведи на велосипеде...»(а за ними кот задом наперед)«Тараканище»
4. «И сейчас же брюки, брюки…»(так и прыгнули мне в руки)«Мойдодыр»
5 «Только заинька был паинька…» (не мяукал и не хрюкал, под капустою лежал, по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал) «Путаница»
6. «Скачет сито по полям...»(а корыто по лугам)«Федорино горе»
2 тур«Угадай, кто есть кто»
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
1. Айболит - (доктор)
2. Бармалей - (разбойник)
3. Федора - (бабушка)
4. Каракула - (акула)
5. Мойдодыр - (умывальник)
6. Тотошка и Кокошка - (крокодильчики)
7. Цокотуха - (муха)
8. Рыжий, усатый великан - (таракан)
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. "Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял стихи, сказки и загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!
3 тур«Сундучок с потерянными вещами»
В корзинке находятся разные вещи, их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомнитестрочки, в которых говорится о предмете.
1. Телефон (У меня зазвонил телефон);
2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике);
3. Мыло (Вот и мыло подскочило);
4. Блюдце (А за ними блюдца);
5. Термометр (И ставит им градусник);
6. Перчатки ( А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?») ;
7. Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла);
8. Шоколадку (А всем по порядку даем шоколадку);
9. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил);
10. Книжки (Пришлите пожалуйста книжки);
11.Спички (А лисички взяли спички);
12.Фонарик (И в руке его горит маленький фонарик).
«Физминутка с доктором Айболитом»
Участники повторяют за ведущим движения, соответствующие строчкам стихотворения:
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, («машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка - страна? («глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать. (шагают, высоко поднимая колени)
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали. (Показывают, какие сильные)
К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И. Чуковскийособенно запомнил 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника, именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".
4 тур«Сказочные загадки»
Вспомните, из какой сказки следующие строчки?
Пошла муха на базар и купила самовар;
(«Муха — цокотуха»)
Мама по саду пойдет, мама с дерева сорвет туфельки, сапожки, новые калошки;
(«Чудо - дерево»)
Солнце по небу гуляло и за тучу забежало. Глянул заинька в окно, стало заиньке темно;
(«Краденое солнце»)
А посуда вперед и вперед, по полям, по болотам идет;
(«Федорино горе»)
Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять!
(«Бармалей»)
Откуда? От верблюда. Что вам надо? Шоколада!
(«Телефон»)
И принесли к нему зайку, такого больного, хромого, и доктор пришил ему ножки, и заинька прыгает снова.
(«Айболит»)
Но, увидев усача, звери дали стрекача. По лесам, по полям разбежались, тараканьих усов испугались.
(«Тараканище»)
Вдруг из маминой, из спальни кривоногий и хромой выбегает умывальник и качает головой.
(«Мойдодыр»)
А лисички взяли спички к морю синему пошли, море синее зажгли.
(«Путаница»)
5 тур «Блиц-опрос»
1. От Федоры убежали все вещи. И она «идёт-ковыляет» за ними. И блюдо сказало: «Гляди, кто это там позади?». Внимание, вопрос! Откуда шла Федора? Варианты ответов: 1. «Из тёмного бора». 2. «Из дремучего леса». 3. «Из светлой рощи». Правильный ответ: «И видят: за ними из тёмного бора идёт-ковыляет Федора…»
2. Какой праздник справляла Муха-Цокотуха в одноименной сказке? Варианты ответов: 1. Новый Год. 2.Именины 3. Масленицу Правильный ответ: Муха-Цокотуха справляла именины: «Нынче Муха-Цокотуха именинница»
3. На какой континент отправился доктор Айболит, чтобы вылечить больных? Варианты ответов: 1. В Америку. 2. В Азию. 3. В Африку Правильный ответ: в Африку.
4. Какое слово произнес Мойдодыр, после того как ударил в медный таз?
Варианты ответов: 1. Барбарис. 2. Кара-барас. 3. Альбатрос.
Правильный ответ: «Он ударил в медный таз и вскричал: «Кара-барас!»
К.И.Чуковский сам сочинял загадки и очень любил их загадывать своим маленьким друзьям. Слушайте внимательно. (Дети отгадывают загадки).
6 тур
1. Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо,-
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
(Яйцо и цыпленок)
2. Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Губы и зубы)
3. Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Еж)
4. Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала-побежала.
Глядите, побежала телега без коня.
(Автомобиль)
5. Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец-глупца,
Баран-барана
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну-обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баранова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)
В: Молодцы, и с этим заданием вы справились!
И хочется в заключении прочитать вот такое шуточное стихотворение, которое Корнею Ивановичу Чуковскомупосвятил поэт Валентин Берестов.
Нам жалко дедушку Корнея.
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея"
И "Крокодила" не читал,
Не восхищался 'Телефоном"
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
Подведение итогов.
Вот и подошла к концу наша викторина по сказкам К. И.Чуковского. Мы увидели, что дети любят и знают сказки знаменитого детского писателя. Обе команды сегодня молодцы!