kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лепбук - технология речевого развития дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лепбук - тематическая или интерактивная папка "накопительная книга". Ребёнок в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лепбук - технология речевого развития дошкольников»


«Лепбук как эффективная педагогическая технология

речевого развития дошкольников»


Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам, соответствовали бы их возрасту и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

В последнее время широкое применение в образовательном процессе нашли интерактивные технологии. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника. Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная книга.

Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то многие, наверняка, вспомнят как в школе делали рефераты и доклады (собирали информацию и красиво оформляли её вырезками из журналов, рисунками), писали на маленьких листочках, какие - нибудь секретики или послания, стихи, складывали их в красивые конвертики, украшали их вырезками из журналов, открыток, газет или составляли анкеты для одноклассников, песенники и тоже их украшали, рисунками, посланиями, цитатами. Всё это было незаслуженно забыто нами. И вот забытое старое возвращается к нам уже значительно преобразовано и улучшено, в виде «лэпбука».

Что же такое лэпбук, зачем он нужен, чем он хорош и интересен нам как педагогам и нашим детям? В дословном переводе с английского «лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap - колени, book - книга). Лэпбук тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребѐнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.

Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помогает ребенку лучше усвоить информацию по теме , понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним детям – задания с карточками, а другим – дидактические игры, ребусы, загадки –всем найдётся интересное занятие.) Лэпбук развивает творческие способности и

коммуникативные навыки. Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их и накапливают в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности. Изготавливая лэпбук с детьми, педагог должен учитывать, что он в дальнейшем может быть использован как методическое пособие, дидактическое пособием, игровым маркером развивающего пространства.

К нему предъявляются следующие требования. Он должен быть:

  1. Информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребёнку. С позиции предоставленной информации он не должен превышать программных задач данной возрастной группы.

  2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно прочным.

  3. Эстетичность. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.

  4. Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.

  5. Доступен. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.

  6. Полифункционален. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра) Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования. Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Именно поэтому лэпбук может стать ребенку незаменимым помощником в этих потребностях. Эффективно использовать лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы. Лэпбук является большим помощником для педагогов, потому что обобщает материал по изучаемой теме.

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС ДО уделяется большое внимание речевому развитию и формирования культуры речевого общения дошкольников.

Предлагать ребятам лэпбук по развитию речи можно уже в раннем дошкольном возрасте. Только в младшей и средней группе воспитатель сам обращает внимание малышей на пособие, занимается с ними по нему.

Старшие же дошкольники могут заниматься с интерактивной папкой самостоятельно. Она постоянно должна быть в зоне доступа детей, дополняться интересным материалом.

Конечно, наполнение речевого лэпбука будет различаться в зависимости от возраста дошкольников.

Для младших дошкольников

Блок «Артикуляционная гимнастика». В младшем дошкольном возрасте идёт активное становление детской речи, поэтому такие упражнения будут иметь большое значение для формирования речевого аппарата. В блок входят карточки с описаниями упражнений, которые воспитатель использует в работе с малышами.

Картинки, изображающие различные предметы и объекты окружающего мира. Педагог демонстрирует карточки, а дети должны называть изображённые объекты. Постепенно можно усложнять задания, например, классифицировать предметы на живые и неживые.

«Назови одним словом». Это набор карточек, обозначающих группы предметов (овощи, фрукты, одежда, посуда и пр.). Ребёнок должен назвать каждый предмет, а затем группу одним словом.

«Один-много». Цель упражнения: учить согласовывать существительные в единственном и множественном числе, правильно называть их. На одних карточках изображены предметы, а на других по два таких же предмета.

«Назови детёныша». Нужно соотнести карточку с животным с его детёнышем и правильно назвать его. Задание можно усложнять: пусть малыша покажет, какие звуки произносит данное животное, где оно живёт, что любит делать.

«Скажи какой». Карточки с изображениями человека и различных объектов в разном настроении. Ребёнок должен подобрать определения (радостный, печальный и пр.).

«Опиши действие». Малышам предлагаются картинки, где изображается узнаваемые действия, которые нужно назвать.

«Назови ласково». Картинки с предметами, от названия которых нужно образовать уменьшительно-ласкательную форму (мяч-мячик, кукла-куколка).

«Противоположности». Задача - подобрать антонимы к словам.

Подборка пальчиковых игр (они также стимулируют мелкую моторику).

Для старших дошкольников и подготовительной к школе группы

«Расскажи о профессии». По отдельному атрибуту каждой профессии дошкольник должен о ней рассказать.

Мнемотаблицы для чтения и заучивания стихотворений.

Чистоговорки (сопровождаются картинками).

Скороговорки (также можно представить в виде мнемотаблиц).

Составление рассказа по серии картинок. В отличие от младшего возраста это не сюжеты знакомых сказок, которые легко восстановить по памяти.

«Собери пословицу». Задача дошкольника - составить пословицу из двух половинок (картинки с подписями).

Драматизация сказок (берутся уже более сложные произведения согласно возрасту).

Набор букв для составления слов.

«Составь из слов предложение» (из карточек со словами дети составляют простые предложения из 3-4 слов).

«Сложи букву». В качестве материала могут быть счётные палочки или картонные полоски.

«Найди звук в слове» (предлагаются картинки, и по заданию педагога ребёнок находит в слове гласный или согласный звук).

Составление рассказов по мнемотаблицам, например, «Время года», «Животное».

Загадки. Ребусы.

Лэпбук можно построить вокруг определённой темы и уже на её основе развивать детскую речь.

Безусловно, лэпбук - это не просто красивая поделка для украшения группы. Это бесценный обучающий материал по развитию речи. 

В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка, позволяет получать развитие по всем образовательным областям.





С чего начать создание лэпбука

  1. Тема. Определится с темой лэпбука. Тема может быть любая. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение, эпизод наблюдения, значимое событие.

  2. План. После того, как определились с темой, составить план лэпбука. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать – это и будет содержание наших мини-книжечек, кармашков.

  3. Макет. Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д. и т. п. Потом все это нарисовать на черновике простым карандашом, чтобы можно было внести поправки в случае необходимости: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Лэпбук состоит из картонной папки разных форматов А3, А4 в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по выбранной теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества нужной и познавательной информации.

Форма лэпбука может быть разной:

  • стандартная книжка с двумя разворотами;

  • папка с 3-5 разворотами;

  • книжка-гармошка;  фигурная папка.

В содержимое лэпбука могут входить:

  • стандартные кармашки;

  • обычные и фигурные конверты;

  • кармашки-гармошки;

  • кармашки-книжки;

  • окошки и дверцы;

  • вращающиеся детали;

  • высовывающиеся детали;

  • карточки; стрелки; пазлы;

  • чистые страницы для дальнейшего пополнения лэпбука и т.д.

Как сделать лэпбук своими руками?

Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий.

Для этого вам понадобятся следующие материалы:

* картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3); *бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);

*принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;

*обычные и фигурные ножницы;

*клей и/или скотч;

*степлер;

*декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лепбук - технология речевого развития дошкольников

Автор: Степанова Надежда Антоновна

Дата: 10.05.2023

Номер свидетельства: 631087


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства