Просмотр содержимого документа
«Лепбук как средство формирования патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»
«Лепбук как средство формирования патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»
Бесова А.А.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 4 «Золотой ключик»
Аннотация: данная статья содержит опыт работы по применению технологии «Лэпбук» в нашем детском саду для патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что потребовало модернизации российского образования.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Задача педагога – как можно раньше пробудить в детях любовь и уважение к родной земле, к родному дому, семье, детскому саду, родной улице, городу, используя современные инновационные технологии и новые нестандартные формы сотрудничества с воспитанниками.Для себя я нашла такую технологию, как в последствии показала практика, такое решение придало моей работе некую изюминку – это технология «Лэпбук».
Интерактивное пособие – лэпбук, является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.В работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию
Это сравнительно новая технология, представляющая собой разновидность метода проекта. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях».
Лэпбук еще называют методическое пособие или интерактивная папка, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое сам или вместе с детьми, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы, с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать в них любую информацию на любую тему.
Цель использования лэпбука: формирование у дошкольников познавательной активности, поисково-исследовательских способностей, развитие мыслительных способностей в условиях образовательного пространства.
Задачи:
Научить дошкольников ставить перед собой цели и задачи и находить способы их решения.
Обучать детей всесторонне смотреть на проблему.
Развивать творчество в подходе к вопросу организации и подбору информации.
Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление).
Развивать общую моторику детей.
Развивать поисково-исследовательские навыки детей.
Лэпбук на сегодняшний день занимает особое место в содержании образовательного процесса в ДОУ, так как это:
инновационная игровая технология;
интересная и эффективная форма совместной работы взрослых и детей;
современная творческая находка для педагога, содержащая логичноструктурированный материал по определенной теме;
дидактический материал как особый тип наглядного пособия, которыйвключает в себя карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами илирисунками, и т. д.;
дидактический материал, который раздается детям для самостоятельнойработы, как в группе, так и дома, или демонстрируется педагогом перед всейгруппой детей;
дидактический материал, который прост по своему содержанию итехническому оформлению, может быть изготовлен самими детьми;подвижен и легко приспосабливается к выполнению различныхдидактических задач.
Использование «лэпбука», как неотъемлемой части предметно - пространственной развивающей среды (ППРС), отвечает требованиям, которые сейчас стоят перед дошкольным образованием:
обеспечение возможности общения всех участников образовательного процесса;
осуществление партнерской деятельности детей и взрослых;
реализация образовательной программы дошкольного учреждения;
соответствие требованиям к ППРС согласно ФГОС ДО.
Инновационная игровая технология «Лэпбук», как и любая другая, имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Сегодня мне хотелось бы остановиться на двух лэпбуках, которые я и педагоги детского сада используем в своей работе по патриотическому воспитанию: «Русь, Россия, Родина моя» и «Никто не забыт, ничто не забыто».
Лэпбук «Русь, Россия, Родина моя».
Цель лэпбука: получение, расширение и закрепление знаний детей о своей Родине, как о богатой и многонациональной стране в игровой форме; формирование гражданской позиции и воспитание нравственно-патриотических чувств; развитие связной речи, продуктивной деятельности и творчества.
Наполнение: государственные символы России (флаг, герб, гимн); карта России, Московский кремль; золотое кольцо России; перекидная лента «Неофициальные символы России»; дидактическая игра – лото «Наша Родина»; дидактическая игра «Найди фрагмент»; дидактическая игра «Подбери костюм»; дидактическая игра «Золотое кольцо России»; достопримечательности России; государственные праздники России; пословицы и стихи; раскраски; дидактическая игра «Найди флаг России»; дидактическая игра «Народные промыслы»; народные промыслы России.
Лэпбук «Никто не забыт, ничто не забыто»
Цель лэпбука: воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников через расширение общего кругозора, эмоциональной сферы ребенка.
Задачи:
-развивать познавательные способности в процессе практической деятельности;
-познакомить детей с подвигами народа в годы ВОВ;
-расширить знания о Великой Отечественной войне;
-воспитывать патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Наполнение: города герои; раскраски; военная форма времен Великой Отечественной войны; герои Великой Отечественной войны земли Малоярославецкой; великие полководцы Великой Отечественной войны; загадки, пословицы и поговорки о войне; Великая Отечественная война в картинах советских художников; награды Великой Отечественной Войны; техника победы; оружие победы; символы победы; макет вечного огня; музыкально – дидактическая игра «Песни военных лет»; дидактическая игра «Города герои»; дидактическая игра «Военная техника»; дидактическая игра – пазлы «Военные профессии»; дидактическая игра «Камуфляж»; дидактическая игра – заплатки «Военные цвета»; дидактическая игра – теневое лото «День победы»
Хочу сегодня показать,
Как использовать в работе
Мой бесценный реквизит.
Может тему разовьете
Кого – то может вдохновит.
С детьми конверты лэпбука открываю,
А Вас с экраном поиграть приглашаю.
Игра «Города герои» и игра «Народные росписи».
Про весь материал, который находится в наших лэпбуках невозможно рассказать за один раз. В качестве дополнительного материала к лэпбуку, записаны флэш-накопители.
Уважаемые коллеги, совершенно необязательно выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение с детьми дополнительной информации. Поэтому лэпбук недостаточно просто склеить. По нему надо заниматься.
Систематическое использование лэпбукав образовательной деятельности, свободный их доступ для детей, проявление устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбуков повышает познавательную активность дошкольников. Применение в ДОУ инновационной технологии «Лэпбук» создает определенные условия для поддержки детской инициативы, посредством чего осуществляется индивидуализация образовательного процесса, а значит, выполняются требования ФГОС ДО.
Мною создано немало лэпбуков по разным темам и разным образовательным областям: «Широкая Масленица», «Молочное счастье», «Хлеб – наше богатство», «Юный финансист», «Теремок», «Сказка ложь, да в ней намёк», «Эколята – дошколята», «Права ребёнка», «Овощи и фрукты», «Весёлые нотки» и другие.
Многие лэпбуки были успешно представлены на районных и всероссийских конкурсах, в том числе на конкурсе «Я в педагогике нашёл своё призвание…».
Список литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Мино-брнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Андрюшина, Н.Н. Лэпбук как нетрадиционная форма работы с детьми на ло-гопункте дошкольной образовательной организации. Азбука детства/ Н.Н. Андрюшина. – Самара: ООО «НТЦ». – 2017.
3. Блохина, Е. Лэпбук – наколенная книга/ Т. Лиханова, Л. Морозова, О. Харина // Обруч. Образование: Ребенок и Ученик. – 2015. – № 4
4. Гатовская, Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС/ Д.А. Га-товская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI международная научная конференция Пермь, апрель 2015 г. – Пермь: Меркурий, 2015
5. Казакова О.А. «Лепбук как средство формирования патриотического воспитания у
детей дошкольного возраста»[Электронный ресурс]/URL:https://педталант.рф/wp-content/uploads/2020/06/Лепбук-в-ДОУ.-Казакова.-ЗАТО-Комаровский..pdf?ysclid=lo1c3b5hz9513880324
6. Лукашук, О.С. Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности [Электронный ресурс] / О.С. Лукашук. // URL: http://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-novaja-forma-organizaci-obrazovatelnoidejatelnosti.html
7. Мартынова Н. Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей/ [Электронный ресурс] / URL: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyatelnosti-vospitatelya-s-detmi-512880.html
8. Нурисламова, А.Д. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования/ А.Д. Нурисламова, Н.С. Давыдова, Ю.С. Тазова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII международной научной конферен-ции Самара, март 2016 г. – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016.