kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Лэпбук как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лэпбук разработан для совместной деятельности педагога и детей. Тему охраны природы детям целесообразно предлагать именно в старшем дошкольном возрасте: они подходят к ней более осознанно, например, уже понимают, что такое пищевые цепи, не возобновляемые ресурсы, Красная книга.Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Лэпбук как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №29 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области ГБОУ СОШ №29 г. Сызрани структурное подразделение,

реализующее программы дошкольного образования («Детский сад № 40»), расположенное по адресу: 446010 Самарская область, г. Сызрань, ул. Студенческая, 6











«Лэпбук как современное средство обучения

экологической грамотности детей дошкольного возраста»











Храмова Елена Витальевна

Воспитатель

СП «Детский сад №40»

ГБОУ СОШ № 29 г. Сызрани







2019 г

В условиях современного мира экологическое воспитание становится одним из приоритетных направлений ДОУ. Его цель — формирование личности, способной бережно относиться к природе, жить в гармонии с ней, осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Чтобы преподнести эти важные моменты максимально увлекательно, воспитатели облекают знания в игровые формы, используют необычные пособия, например, лэпбук.

Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит "наколенная книга", которая представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

Лэпбук может быть разработан либо педагогом, либо в совместной деятельности взрослых и детей.

Тему охраны природы детям целесообразно предлагать именно в старшем дошкольном возрасте: они подходят к ней более осознанно, например, уже понимают, что такое пищевые цепи, не возобновляемые ресурсы, Красная книга.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

- информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими свойствами;

- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

Лепбук предполагает дальнейшее пополнение и участие детей в сборе информации. Ребенок может просто рассматривать его, незаметно для себя повторяя пройденный материал, усваивая важные знания.

Цель экологического лэпбука: Ознакомление детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи следующие:

  1. Сформировать понятие о роли человека в сохранение целостности экосистемы на примере родного края.

  2. Формировать предоставления у детей о птицах Самарской области, редких и исчезающих животных, лекарственных растениях, занесенных в красную книгу.

  3. Пробуждать любознательность, закреплять интерес к природе и бережное отношение к её обитателям.

  4. Закрепить правила поведения в природе.

Дидактическое пособие лепбук «Самарская Лука» представляет собой папку с тремя разворотами. На каждом развороте познавательный материал, игры, упражнения, задания, помогающие дошкольнику постигать основы экологической грамотности:

Внутренняя левая створка лепбука:

  1. Д/и «Экологические знаки».

Цель: Формирование у детей ответственного отношения к природе. Познакомить с правилами поведения на природе.

Материал: знаки, имеющие соответствующее оформление (картинка в зеленом кружочке, и в красном, перечёркнутая красной чертой).

Задание:

Вариант1: Дети должны объяснить по знакам правила поведения в лесу. За правильный ответ — фишка. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество фишек.

Вариант 2: разложить их 2 стопки. Разделить на запрещающие и разрешающие.

2. Дидактическая игра «Лесник»

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу.

Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (муравейник, ягоды, ландыш, гриб съедобный и несъедобный, паутина, бабочка, скворечник, птичье гнездо, костер, еж и др.).

Задание: Дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

3. Игра-тест «Сортируем мусор-бережем природу».

Цель: Формирование у детей понимания, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; умения сортировать мусор из разного материала; применения полученных знаний и умений в повседневной жизни.

Материал: набор карточек, изображающих мусор (бумага, стекло, металл и пластмасса), 4 контейнера.

Задание: Задание на сортировку, и изучение того, что из чего изготовлено. Ребенку предлагается рассортировать «мусор» по соответствующим «мусорным бакам». Для этого ему надо определить, из каких материалов сделан тот или иной предмет. Задание можно дополнить собственными карточками. Также здесь имеет смысл рассказать ребенку, зачем сортировать мусор: делается это для того, чтобы специальным «экологическим» мусороперерабатывающим заводам было легче работать.

Центральная часть лепбука:

Презентация «Путешествие по Самарской луке» (Приложение 1)

Цель: Содействовать развитию у дошкольников чувства сопричастности к культурному наследию Самарской области.

Знакомство детей с национальным парком «Самарская лука»

- Рассказ о заповеднике и национальном парке.

- Рассказ о Жигулевских горах, достопримечательностях парка и заповедника.

- Беседа «Будь природе другом»

- Чтение сказаний и легенд о жигулевских горах, о молодецком кургане и

девичьей горе и др

- Беседа «Чем прекрасен наш край?»

Внутренняя часть правой створки лепбука:

  1. Раскладные ленты «Птицы, животные и растения национального парка»

- Изучение красной книги.

- Рассказ о животных и растениях.

Цель: Дать представление о животном и растительном мире родного края, об образе жизни животных в заповеднике «Самарская Лука». Воспитывать любовь к родной земле, природе.

Внешняя правая створка лепбука:

  1. Стихотворения, пословицы и поговорки, загадки о природе и природных явлениях. (Произведения детских писателей о природе, экологии, об охране окружающей среды; загадки природных явлениях, о деревьях, об овощах, о ягодах и фруктах, о цветах, о грибах, о животных, о птицах, о насекомых, о рыбах).

Цель: Развивать внимание, память. Расширять словарь, развивать грамматически правильную связную речь.

Задание: Ребенку предлагается прослушать (или прочитать самостоятельно) стихотворения, ответить на вопросы по содержанию, объяснить, что хотел сказать автор. По желанию ребенок можно выучить несколько стихотворений наизусть.

  1. Раскраски по экологии (постоянно обновляются)

Цель: Развивать мелкую моторику, проверять наличие навыков, соблюдение правил поведения в природе и степень их усвоения.

Задание: В ходе раскрашивания воспитатель предлагает ребенку объяснить какой сюжет иллюстрирует картинка, что делают персонажи, соблюдают правила поведения в природе или нет, узнать, как поступил бы он сам, оказавшись на месте героев.

  1. Приложение 1











Приложение 1

НОД Знакомство детей с

национальным парком «Самарская лука»

Цель: Укреплять познавательный интерес к природе родного края Самарской луки. Познакомить детей с эмблемой, талисманом Национального парка.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

ОО «Речевое развитие»: Формировать умение составлять описательный рассказ по алгоритму, отвечать полным ответом. Упражнять в подборе прилагательных к существительным.

ОО «Познавательное развитие»: Закрепить и систематизировать знания о животных Самарской луки. Способствовать проявлению эмоционально – эстетических чувств и умение бережно относиться к природе родного края. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собственной природоохранной деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

ОО. «Художественно-эстетическое: умение передавать образ любимого животного.

ОО «Физическое развитие»: становление ценностей ЗОЖ, овладение его элементарными нормами и правилами.

Методы и приемы:

- практические: рассматривание иллюстраций, пальчиковая гимнастика, физкультминутка

- наглядные: демонстрация иллюстраций, просмотр слайдов

- словесные: игры, беседа, вопросы, чтение стихов,

Материал: презентация, магнитофон, карта Самарской луки эмблемы,

Д/И « Кто живет в Самарской луке».

СОТ (современные образовательные технологии): ЗОЖ, ИКТ, цепочка слов.

Предварительная работа: разучивание стихов, беседа о пресной воде, о пользе

леса, о городах Самарской области, изготовление атрибутов к д/и «Природоохранные знаки».

Логика образовательной деятельности.

Упражнение на установление положительного эмоционального настроя в детском коллективе.

(дети встают вкруг, читают стихотворение).

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять,

Думать, мыслить, размышлять,

И друг, другу не мешать.

(садятся на стульчики)

В. Ребята, какие реки вы знаете? (ответы детей)

Волга - это самая большая река нашей страны. Название «Волга» означает светлая, священная. Протекает многие-многие километры, впадая в конце своего пути в Каспийское море.

Просмотр презентации:

Волга музыка (течет река Волга)

- Волга-это не только красивые берега. Это пресная вода.

Разминка для ума.

А кому она нужна пресная вода? (Ответы детей.)

- Верно, без воды не могут жить ни животные, ни люди, ни растения. Это бесценное богатство, которое надо беречь и охранять.

- А чем ещё богата река? (Ответы детей.)

- Конечно, рыбой. Волга всегда кормила и кормит людей своими богатствами. Волгу называют Матушкой (она нас кормит, и с помощью ее мы добывает электричество). В городе Самаре стоит ГЭС. Ребята я сегодня предлагаю вам отправиться в путешествие по Самарской области.

- Как называется то место, где начинается любая река? (Исток)

- Как называется то место, где река впадает в море? (Устье).

В. По берегам реки издавна селились люди, так возникали города. По Волге плывут красивые пассажирские теплоходы, грузовые баржи, катера. Дети подходят к мольберту, (рассматривают карту) называют города Самарской области (Самара, Сызрань, Тольятти, Жигулевск, Самарская лука) обозначают гербом. (дают краткое описание городов).

Самара – это областной город. Самара славится по производству ракет.

Тольятти город славится Автовазом.

Жигулевск богат природой и красотой.

Про Волгу мы с вами узнали какую помощь она приносит людям.

«Эмблема Самарской луки»

В. - что это?

В: Дети, это эмблема Самарской луки.

(Ответы детей) Нижняя часть эмблемы (голубая) обозначает воду, а верхняя

(зеленая)- горы.

В: - Дети, а какие деревья растут в Самарской луке?

Д: - В Самарской луке растет береза…..

В.- Самарской луке растет рябина (ель, сосна, тополь, клен, липа)

В. - Какую пользу лес приносят людям. (ответы детей)

Лес - вырабатывает кислород, из дерева делают игрушки, посуду, мебель,

бумагу. В лесу растут ягоды, грибы. Лес богат животным миром.

В. - Ребята я предлагаю Вам отправиться в горы.

Жигулевские горы богаты. благодаря своим пейзажам являются очень привлекательным местом для туристов. (рассматривание иллюстраций на экране).

В. - Мы с вами встанем и тоже отправимся по лесной тропинке.

Физ. минутка.

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой (Идут по кругу друг за другом).

За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая).

За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках).

За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются на присядках).

За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку).

За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками).

За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из

ладоней).

Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами).

Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг, делают

«лакательные» движения).

В. - Ребята как вы думаете кто символ национального парка?

В. Правильно лиса.

Дети отвечают на вопрос - какая лиса? (хитрая, злая, опасная, хищная, рыжая, умная, быстрая, ловкая, лукавая).

В. – «Лиса» -это талисман национального парка. Она одна из самых распространенных животных Самарского края.

Лисица – умное, хитрое, лукавое животное, как и Волга. Поэтому лисицу и

выбрали в качестве талисмана.

Раскладные ленты лепбука: «Дикие животные»

В: Ребята, это животные, которые живут в Самарской луке. Назовите их.

Дети: Бурундук, белка, кабан, еж, лось, лиса, волк, рысь.

«Алгоритм описательного рассказа»

В: А сейчас, (имя ребенка) Максим нам расскажет о своем животном по

алгоритму.

Например: ребенок рассказывает, опираясь на схему: Это лось. Дикое

животное. Живет в лесу. Спит на земле. Кушает

Ветки деревьев, листья, желуди. Его детеныши – лосята.

В. Молодцы ребята все справились с заданием.

( дети садятся на стульчики)

«Природа»

В: (обращает внимание на экран) природа, над Самарской лукой, ее красотой нависла беда, много животных и растений исчезает, поэтому мы должны беречь нашу родную природу, охранять ее. А как охранять, мы сейчас узнаем.

Д/И «Природоохранные знаки»

Ребенок берет карточку – знак, рассказывает правило поведения в Самарской луке и прикрепляет ее на карту Самарской луки.

Правила поведения:

- нельзя мусорить на природе

- нельзя разжигать костры

- нельзя ломать ветки

- нельзя охотиться на животных

- нельзя ловить рыбу в прудах

- нельзя вырубать лес

Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие.

Подведение итогов.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Храмова Елена Витальевна

Дата: 26.12.2019

Номер свидетельства: 533674

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Лэпбук как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "lepbuk_kak_sovremennoe_sredstvo_obucheniia_ekologicheskoi_gramotnosti_detei_do_1"
    ["file_id"] => string(6) "533675"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1577348774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства