kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция для воспитателей "Методика организации и проведения прогулок в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов. Будет полезен при подготовке и проведении прогулок с дошкольниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лекция для воспитателей "Методика организации и проведения прогулок в ДОУ"»

Организация и проведение прогулки в ДОУ.

Организация и проведение прогулки — сложнейший вид педагогической деятельности. Правильно организованная и продуманная прогулка не только восполняет потребность дошкольников в двигательной активности, но и имеет большой потенциал для всестороннего развития детей.

Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.  

Во время прогулки в полной мере должен реализовываться целый комплекс воспитательно-образовательных задач:

  • Расширение знаний об окружающем мире: явлениях природы, животных, растениях.

  • Пополнение словарного запаса.

  • Развитие мыслительных способностей: учатся самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы.

  • Развитие наблюдательности, любознательности, поисково-исследовательской деятельности, познавательной активности.

  • Формирование коммуникативных навыков в отношениях со сверстниками и взрослыми во время совместной игровой и трудовой деятельности.

  • Повышение уровня физической подготовленности дошкольников.

  • Оптимизация двигательной активности.

  • Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.

  • Воспитание эстетических чувств, культуры поведения

  • Создание положительного эмоционального фона.

 В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного момента.

При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов:

- погодные условия;

- возраст и контингент детей;

- наличие инвентаря и соответствующего оборудования;

- предыдущие занятия в группе и многое другое.

Для пребывания детей на свежем воздухе согласно требованиям СанПиН отводится 3–4 часа в день. Время, отведенное на прогулку, должно строго соблюдаться. Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется в соответствии с режимом образовательно-воспитательного процесса детей разных возрастных групп.

В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут. Прогулка обязательно должна проводиться в любую погоду, за исключением: сильного ветра (более 15 м/с), дождя, снегопада, мороза, превышающего нормативные показатели:

-для детей ясельных и младших групп до -12С;

-для детей средних групп до -15С;

для детей старших подготовительных групп до -20С;

В ненастные дни прогулка отменяется при условии проведения занятия в помещении, восполняющего потребность в двигательной активности и препятствующего переутомлению детского организма.

В летний оздоровительный период рекомендовано использовать любые возможности для прогулок на свежем воздухе, пребывание в помещении группы ограничивается сном и приёмами пищи.

Выделяется 3 вида прогулок с дошкольниками по месту их проведения:

- На участке детского сада. Здесь проводятся прогулки ежедневно, реализуются все основные педагогические задачи. Разнообразить занятия на площадке группы можно различными заданиями, новыми играми, использованием непривычных выносных материалов.

- Пешеходные прогулки за пределы ДОУ (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров). С воспитанниками должен быть проведён инструктаж о плане маршрута и соблюдении мер безопасности во время его прохождения. Целью прогулок в ближайшие парки и скверы служат наблюдения за представителями растительного и животного мира (птиц, белок, различных деревьев, цветов) и за жизнью людей (работой, занятиями спортом и др.). Если ребятам предстоит пересечь проезжую часть, чтобы дойти до места прогулки, следует накануне повторить с воспитанниками правила поведения пешеходов (где разрешено переходить дорогу и как это делать).

- Прогулки в функциональных помещениях детского сада (навесы, веранды) при плохой погоде.

Виды прогулок (по содержанию):

 традиционная;

 тематическая;

 целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка детского сада);

 экскурсия (проводится систематически со средней группы  не менее 1 раза в месяц);

 поход, пеший переход, туристический поход (с детьми старшего дошкольного возраста).

Авторский коллектив под руководством Белой Ксении Юрьевны в
пособии «Тематические прогулки в детском саду» предлагают пять видов прогулок:

• прогулки-походы;

• развлекательные прогулки с персонажем;

• прогулки-события;

• спортивные прогулки;

• прогулки — трудовые акции.

Прогулки-походы. С ребятами 5–7 лет можно проводить пешие прогулки на территории детского сада или за его пределами с учётом продуманного маршрута и конечной цели. Этот вид прогулки тренирует выносливость дошкольников, активизирует способность наблюдать за окружающим вокруг, выделять то, что поставлено задачей похода (поиск подходящих для поделок природных материалов, узнавание изученных на занятиях видов птиц, повторение ПДД).
Проводить прогулки-походы стоит несколько раз в учебном году (по одной на каждое время года), чтобы воспитанники не потеряли интерес к этому виду активности.

Прогулка с персонажем. Этот вид прогулки содержит в основе развлекательный элемент и направлен на создание хорошего настроения у воспитанников. В качестве персонажа-ведущего прогулки обычно выступает сказочный герой (его роль исполняет воспитатель или другой сотрудник ДОУ по договорённости). Он поручает детям увлекательные задания, создавая проблемную ситуацию и привлекая к участию в подвижных играх.

Прогулка-мероприятие. Проводится во время важного события в жизни детского сада (Праздник осени, Масленичная неделя, Пасхальная неделя, День космонавтики, День Победы, Патриотическая неделя, Неделя экологии и т. д.). Задания на прогулке соответствуют тематической направленности события, подчёркивают его важность, создают сопричастность детей. Прогулка-мероприятие может быть посвящена частному случаю в жизни конкретной группы (появился новый инвентарь, завезли песок, пришла пора заниматься озеленением участка).

Трудовые акции направлены на осуществление поддержания порядка на территории детского сада, облагораживание площадок и участков. Хорошо, чтобы подобные прогулки с преобладанием коллективной трудовой деятельности фиксировались в памяти ребят. Можно создавать стенгазеты с информацией о проделанной работе, делать фотоколлажи для информационного стенда ДОУ.

Спортивные прогулки имеют целью пропаганду здорового образа жизни. Рекомендуется проводить подобные прогулки в разное время года, акцентируя внимание ребят на важности закалки.

Приёмы (структурные компоненты) прогулки

Прогулка складывается из пяти структурных элементов:

  • наблюдение,

  • двигательная активность,

  • труд,

  • самостоятельная игровая деятельность,

  • индивидуальная работа по различным направлениям развития дошкольников.

Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 мин и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Последовательность видов деятельности на прогулке выстраивается в соответствии с предшествующими занятиями детей, их эмоциональным состоянием (усталость, апатия, возбуждённость, активность), обучающими задачами и календарно-тематическим планированием. Поэтому организация каждого пребывания детей на свежем воздухе требует подготовки конспекта, в котором будет отражена последовательность видов деятельности и их образовательная наполненность.

Наблюдение — это процесс изучения объектов и явлений природы путём сенсорного восприятия, выявления качеств и свойств, сравнения, обобщения, установления связей. Наблюдение может проводиться индивидуально, с подгруппой детей и фронтально со всеми воспитанниками. В зависимости от поставленных педагогом задач исследовательской деятельности детей наблюдения делятся на эпизодические, длительные и фронтальные.

К наблюдениям на прогулке в детском саду предъявляется ряд требований для эффективного развития каждого ребёнка:

  • Цикличность. Многоразовое возвращение к наблюдению изученных ранее природных предметов и явлений способствует лучшему усвоению знаний дошкольниками.

  • Непродолжительность. Во время проведения наблюдения воспитатель должен следить за эмоциональным состоянием детей, избегать переутомления у подопечных. Начать и завершить исследование ребята должны с положительными эмоциями.

  • Доступность. Каждому ребёнку предоставляется возможность рассмотреть и исследовать объект.

  • Структурность. Наблюдение складывается из трёх частей:

    • начало (концентрация внимания воспитанников, создание благоприятной атмосферы),

    • основная часть (получение информации об объекте или явлении),

    • завершение (подведение итогов, обобщение полученных знаний).

Подготовка к проведению наблюдения состоит из следующих моментов:

  • Определение места наблюдения в системе знаний воспитанников о природе:

    • какие умения и навыки будут совершенствоваться,

    • какие знания окажутся впервые приобретёнными, какие — расширятся.

  • Выбор объекта или явления для наблюдения:

    • объект живой природы (растение, животное, птица, насекомое),

    • объект неживой природы (ручей, сосульки, камни),

    • природное явление (гроза, метель, листопад, капель),

    • объект или субъект социальной жизни (наблюдение за людьми определённых профессий, за общественным транспортом, за движением на дороге).

  • Подготовка инструментов и дополнительного оборудования:

    • миски и корм для животного,

    • кормушка и зерно для птиц,

    • специальные инструменты (термометр, лупа, вертушка).

Как обучающий приём наблюдение проводится на прогулках с детьми всех возрастов и организуется ежедневно.

На прогулках в младших группах проводятся кратковременные наблюдения, поскольку воспитанникам сложно сконцентрировать внимание надолго. В старших группах наблюдения становятся длительными, что позволяет развивать аналитические способности у детей, помогает накапливать представления о природе и общественно-бытовом устройстве жизни.

Чтобы правильно руководить наблюдениями детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания в различных областях, владеть методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей дошкольного возраста.


Трудовые поручения

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей. В младшей группе в пределах 5 – 7 минут, в средней – от 10 до 15 минут, с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте 20 – 25 минут, с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Формами организации труда детей являются:

Индивидуальные трудовые поручения;

Работа в группах;

Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания — последовательные этапы.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий. Воспитатель привлекает детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки, уход за растениями и т.д.

Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.

Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.

Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно спланировать подвижные игры по дням недели. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя. Обязательно две подвижных игры.

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога – психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве и постоянном контроле. Воспитатель должен обеспечить воспитанникам полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, координировать их деятельность на протяжении всей прогулки.

 
Выносной материал для прогулок

Предметы и материалы необходимые для проведения занятий на улице воспитатель определяет исходя из плана проведения прогулки. Правильный подбор дополнительного оборудования и инструментов способствует развитию положительной мотивации ребят к познавательной деятельности, физической активности, тяги к труду. По сезонам привлекаются различные варианты выносного материала:

Для песочницы: совочки, ведёрки, формочки, ситечки, машинки (грузовики, экскаваторы). Для украшения построек из песка пригодятся флажки, кубики, пластиковые окошки и др.

Для подвижных игр и спортивных упражнений: наборы для лапты, городков, маски, кегли, мячи, скакалки, резиночки, обручи, в зимнее время — санки и ледянки.

Для наблюдений: сачки-ветроуказатели, вертушки, цветные стёкла (безопасные, лучше пластиковые), солнцезащитные очки, лупы.

Для трудовых поручений: лопатки, веники, тачки, лейки, грабельки.

Для игр: куклы, игрушечные коляски или санки, машинки, кубики, набор кукольной посуды, набор для игры в магазин, наборы для игр с водой.

Для творческой деятельности: листы бумаги или картона, раскраски, краски и кисти для рисования, пластилин.

Для развития речи: книги для чтения и обсуждения, альбомы и открытки с иллюстрациями для рассматривания.

Требования к одежде детей

В любое время года одежда и обувь должна соответствовать погоде на данный момент и не должна перегревать или переохлаждать детей. При колебаниях температуры от +3 до -3°С и слабом ветре одежда детей должна состоять из трех слоев, включая белье. Верхняя одежда состоит из утепленной куртки, брюк или гамаш; на ногах утепленные ботинки. При температуре от -4 до -10°С детям надевают зимнюю куртку или пуховик при трех слоях одежды. При более низких температурах рекомендуется увеличивать количество слоев одежды до четырех или пяти в зависимости от теплозащитных свойств верхней одежды.  В летний период во избежание перегрева детям обязательно надевают легкие головные уборы.

Порядок хранения одежды в шкафчике:  на верхнюю полку кладется  шарф, шапка. Кофта, гамаши, колготки – на вторую полку или в кармашки, тёплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок.  Рукавички на резинке  должны быть продернуты через рукава  и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки. 

 

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.

Перед выходом детей на прогулку необходимо осматривать территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности.

При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщить о случившемся заведующему, который организует поиски ребенка, ставит в известность полицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.

О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно известить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал детского сада для оказания первой медицинской помощи. Организовать доставку ребёнка в травмпункт.

 В процессе прогулки воспитатель должен обучать детей навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами. При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизиологические особенности детей данного возраста, площадь прогулочного дворика.

Запрещается:

       оставлять детей одних, без присмотра работников детского сада;

       использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

 

            Требования к подготовке и возвращению с прогулки.

Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа,  посещение туалетной комнаты.

Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:  

       воспитатель выводит в раздевалку одеваться первую подгруппу детей. В эту подгруппу следует включать медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;

       помощник воспитателя  проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в раздевалку;

       воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а  помощник воспитателя  заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

       в помощь при одевании в каждую группу  раннего  и  младшего дошкольного возраста  закрепляются  сотрудники из числа рабочего персонала детского сада;

       детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить  с прогулки с первой подгруппой.

Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться порядка одевания: в начале дети одевают колготки, гамаши, затем кофты, комбинезон, обувь и лишь в последнюю очередь шапки, верхнюю одежду и шарф.

Возвращаются дети с прогулки также по подгруппам. Помощник воспитателя забирает с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10—15 минут с воспитателем.

Помощник воспитателя помогает детям развязать шарф, расстегнуть и снять верхнюю одежду, сложить одежду в шкафчик. Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

В летний период после возвращения  детей с прогулки   необходимо организовать  гигиеническую процедуру – мытьё ног.

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель – творческая личность, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.


Используемая литература:

1. Ануфриева Л. Общефизическая подготовка детей на прогулке//Дошкольное воспитание. 1996.№ 2.

2. Зуйкова М.Б. Режим - путь к здоровью// Управление ДОУ. 2006. № 1.

3. Кобзева Т. Г. и др. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа.- Волгоград: Учитель, 2012.

4. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

6.Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3—7 лет..- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

7.Долгова Т., Кравченко И. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы.-М.: ТЦ Сфера, 2010.

8. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.

9. Интернет-ресурсы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лекция для воспитателей "Методика организации и проведения прогулок в ДОУ"

Автор: Радченко Татьяна Николаевна

Дата: 27.04.2022

Номер свидетельства: 605896


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства