Наглядные средства обучения: репродукции картин И. Шишкина «Рожь», И. Левитана «Золотая осень», В. Поленова «Золотая осень». Организация детей: — у окна;
— в кругу;
— стоя у мольберта;
— сидя на стульчиках;
— сидя за столами; Индивидуальная работа. Помощь при необходимости Валерии. Показ способа работы на своем листе по мере надобности. Исправление ошибок в речи при необходимости. Поощряющая оценка Ире, Кате, Саше.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, художественных открыток, альбомов по изобразительной деятельности. Беседа о временах года. Чтение художественной литературы по теме. Проведение дидактических игр «Когда это бывает?», «Чего не стало?», «С какого дерева листочек?». Рисование по теме карандашами, акварельными красками.
Подготовка воспитателя: подбор художественной и учебной литературы. Составление конспекта занятия. Подготовка материалов для занятия.
Материал к занятию: аудиозапись пьесы П. Чайковского «Времена года», бубен, осенние листья, акварельные краски, кисточки, баночки с водой, салфетки по количеству детей.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Организационный момент:
Воспитатель приглашает детей подойти к окну и посмотреть в окно.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года вы видете за окном?
Дети: -наступила осень.
2. Введение в тему.
Воспитатель: А вы знаете стихи об осени?
Дети хором проговаривают стихотворение
Облетают листья жёлтые,
Осень смотрит, к нам в окно,
В огороде тыквы толстые,
Круглые как буква О.
Воспитатель: Молодцы! Вы не только стихи об осени знаете, но и буквы алфавита.
А какое время года вы уже проводили?
Дети: Лето!
Воспитатель: А после осени, какое время года наступит?
Дети: Наступит зима.
Воспитатель: Молодцы! Какие изменения происходят осенью?
Дети: На улице холодно, идёт дождь, люди надели куртки, резиновые сапоги, берут в дорогу зонтики.
Воспитатель: послушайте ещё стихотворение Е. Головина
Осень. По утрам морозы.
В рощах жёлтый листопад.
Листья около берёзы
Золотым ковром лежат.
(воспитатель предлагает рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень», В.Поленова «Золотая осень».
Воспитатель: почему картины называются «Золотая осень»? какое настроение они вызывают?
Дети: (радостное, весёлое, бодрое, сказочное).
Воспитатель: Как художник рассказывает нам о красоте осени?
Дети: красками, цветом.
Воспитатель: какие краски использовали художники: радостные или тусклые?
Дети: - художники использовали радостные краски.
Воспитатель: -осень – красивое время года? Но не долгое. Скоро придут морозы и вся осенняя красота исчезнет. Осень – любимое времягода великого русского поэта А. С. Пушкина. Он написал много замечательных стихов об осени.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышные природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Воспитатель: в своём стихотворении А.С. Пушкин как бы прощается с этой красотой, ему жалко расставаться с осенними листочками, с пением птиц.
Музыкальная деятельность.
Воспитатель предлагает прослушать пьесы «Октябрь». Осенняя песня из цикла «Времена года» П. Чайковского.
Воспитатель обращает внимание детей на коробочку в которой лежат осенние листочки.
Пальчиковая игра
Воспитатель:- что бы узнать, что лежит в этой коробке, нужно отгадать загадку: (загадывает загадку).
Падают с ветки
Золотые монетки.
(Листья).
Давайте вспомним какие мы знаем листочки.
(проводится пальчиковая игра «Осенние листочки» Н. Нищевой.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
5. Дидактическая игра «Угадай листок».
Предлагает их рассмотреть и поиграть в игру «Угадай листок».
Дети получают листочки. Проводиться физ. минутка в виде подвижной игры «Осенние листочки». (дети по сигналу бегут по кругу, как только умолкает бубен дети приседают. Игра повторяется несколько раз.)
6. Практическая часть.
Воспитатель: дети предлагаю вам украсить нашу группу к осеннему празднику своими листочками, которые вы сами разукрасите, самостоятельно выберите цвет своего листочка.
Но прежде чем приступить к рисованию, давайте вспомним, какие цвета вы будете использовать?
Дети: мы будем использовать жёлтую, красную, оранжевую, коричневую краску.
(дети под музыку тонируют кленовые листочки).
7. Заключительная часть.
В конце занятия воспитатель предлагает детям пройти рассмотреть работы всех детей и обсудить их, выражая благодарность.