Предварительная работа: знакомство с писателем – рассматривание портрета, краткая биография; оформление книжной выставки «Книги П. Бажова»; знакомство со сказами – чтение сказок, рассказывание, объяснение старинных слов, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций и книг; посещение краеведческого музея; организация мини-музея «Уральские самоцветы». К подготовке мероприятия активно привлекаются родители.
Ход мероприятия:
Дети старшей группы хороводом входят в групповую комнату и встают в круг.
Стих приветствие
Станем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте!" друг другу. Нам здороваться не лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!"; Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. – ДОБРОЕ УТРО!!!
Дети садятся на ковер.
Восп: Ребята, вы уже знаете, что история нашего уральского края неразрывно связана с именем великого русского писателя Павла Петровича Бажова, сочинившего много сказов о родной земле. В этом году 27 января П.П. Бажову исполнилось бы 140 лет со дня его рождения.
На фотографиях (показывает) Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях добро побеждало зло. Но героями сказок были не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Сказ – это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Сказам П.П.Бажова…Музыка…
Восп: Сказы Бажова, Уральские сказы Старых старателей горных рассказы, Что родились у костра вечерами, Глядя на звезды, глядя на пламя.
Выйдет на солнышко ящерок стайка, Редкостный камень подарит Хозяйка, Вечер уложит, ночь приголубит, Утро разбудит, авось не погубит.
Пляшет опять на углях Огневушка, Клад стережет бабка Синюшка, Кольцами Полоз в Землю уходит, Черная Кошка по лесу бродит.
Медной хозяйки дивные залы, Маркова Камня гранитные скалы, Чудные сказы собраны в книжку Их рассказал нам дедушка Слышко.
Слышно, что кто-то идет. Входит дедушка Слышко.
Восп: Да, вот он и сам к нам пожаловал.
Слышко: Здравствуйте ребята, ув. Воспитатели и родители! Меня зовут дедушка Слышко! Я услышал, что в вашем детском саду дети очень любят сказы П.П.Бажова, и пришел к вам на мероприятие.
Дети: Здравствуй, дедушка!
Восп: Здравствуй дедушка! Проходи, пожалуйста. И оставайся у нас в гостях! (Усаживает его на скамеечку).
Слышко: Ребята, сейчас, когда я шел к вам, то встретил саму Хозяйку Медной Горы. Прослышала она, что вы собираетесь отправиться в путешествие по сказам и попросила меня передать вам в дар «Шкатулку», но не простую, а со своими секретами, и пожелала вам удачи. (Достает шкатулку, отдает ее воспитателю).
Восп:(открывает шкатулку и достает мешочек). А вот и первый секрет от Хозяйки Медной Горы. Предлагаю вам выбрать одну из карточек.
Дети вытягивают карточку из мешочка. Дальнейшая последовательность событий варьируется в зависимости от того, какую карточку вытянут дети.
Центр творчества:«Вылепи змейку».
Восп: Ребята, посмотрите, Хозяйка Медной Горы оставила для нас послание, давайте его прочитаем:
«Здравствуйте мои друзья! Давно вас в гости я ждала!
И вам скажу я без утайки: Здесь грустно, одиноко мне
Нет ящериц не на горе и не в горе,
Всех слуг моих, поймали, и чуть не истребили, в дендрарий посадили,
Прошу я помощи у вас, что б сделали мне в тот же час
Красивых ящериц! Для вас, камней не пожалею, берите, делайте скорее!»
Дети проходят за столы и лепят змейку из пластилина или из полимерной глины, затем украшают ее стразами, пайетками, бисером [прил. 1].
Восп: Какие красивые ящерки у вас получились, ребята. А как в сказах П.П. Бажов зовутся такие ящерки? Дети: змейками. Восп: Правильно, дети. А хотите сами побыть змейкой? Тогда вставайте все за мной.
Воспитатель предлагает всем детям изобразить змейку. Дети кладут руки друг другу на плечи и медленно «змейкой» двигаются вперёд за педагогом. Переддетьми могут ставиться преграды (кубы, дуги и т.д.), которые змейка должна обогнуть, не опрокинув.
Центр математики: «Найди героя сказа» - необходимо соединить цифры по порядку, в пределах 20 и нарисовать героя одного из сказов П.П.Бажова (например Мурёнку из сказа Серебрянное копытце») [прил. 2].
Центр литературы: «загадки дедушки Слышко»
Восп: Дедушка, расскажи нам про сказы Бажова.
Слышко: Хорошо! Ребята, сейчас внимательно посмотрите на экран, и назовёте предметы, и скажите из какого они сказа? [прил. 3]
(Другой вариант, если нет экрана – показывать напечатанные картинки или доставать предметы из мешка)
1.Малахитовая шкатулка Танюшка.
Дети: Сказ «Малахитовая шкатулка»
2.Голубой платочек «Огневушка – поскакушка»
Дети: «Огневушка - поскакушка»
3. Ящерка
Дети: «Медной горы хозяйка»
4.Кошка Мурёнка, Дарёнка из сказа
Дети: «Серебряное копытце»
Слышко: Молодцы - то, какие, вы ребятушки!
А ещё я вам загадочки приготовил.
1. Небольшого росту девка. И сама вся статная.
И коса её чернява, да такая ладная.
Платье цвета малахита, в косе ленты красные,
Глаза, словно изумруды, волшебные да ясные.
Дети: Медной горы хозяйка
2. Сироткой рос мальчишечка: голубеньки глазёнки.
Волосики кудрявеньки, а сам наверно, в маменьку.
У мастера Прокопьича малахитову делу обучался
И с самой хозяйкой Медной, говорят в народе, знался
Дети:Данило - мастер
Слышко: Молодцы какие! А хотите, мы с вами еще поиграем?
Физкультурная пауза.
Игра: «Найди, кого не хватает» (Муз. «Русская народная»)
Восп: Все приутихли… все дети сели
И тут заметили все в раз: кто же спрятался у нас?
Воспитатель даёт задание рассмотреть всех друзей, запомнить их, дети танцуют под музыку, с окончанием присаживаются,потом дети закрывают глаза,воспитатель одного из детей закрывает платком, а дети, открыв глаза, должны быстро сказать, кого не хватает.
Центр мини-музей. Выставка камней и поделок из камня «Уральские самоцветы».
Восп: «Широко, далеко пораскинулся богатырь великий – Седой Урал!
Камни дивные, самоцветные в тайне синих гор щедро он собрал!
Вот оно, богатство нашего Урала (На столе уральские самоцветы):
Яшма 8. Дымчатый кварц
Кальцит 9. Обсидиан
Лазурит 10. Пелеривт
Малахит 11. Пегматит
Нефрит 12.Скарн
Мрамор 13.Змеевик
Агат 14.Родонит
15.Горный хрусталь
Дети заранее знакомятся с камнями, подготавливают мини-рассказы об одном из камней или об экспонате, который они принесли. Можно еще раз спросить, как называются камни, представленные на столе.
Восп: Ой, ребята, посмотрите, шкатулка то пуста. Это значит, что мы все задания Хозяйки Медной Горы выполнили. Идемте, сядем в кружок и поблагодарим дедушку Слышко за такое интересное путешествие. Дети усаживаются на ковер.
Восп: На Урале, что ни слово, Что ни речь - то целый клад! Сказы дедушки Бажова Знает нынче стар и млад!
Очень славно мы играли, на вопросы отвечали, даже в сказке побывали, ящериц украшали, а сейчас пришла пора вернуться в садик детвора! Вот и подошло к концу наше путешествие, а помогли нам в этом Шкатулка сказов и интересных заданий Хозяйки медной горы и дедушка Слышко.
Слышко: Спасибо вам, ребятки, я говорю, мне очень у вас понравилось.
Только ваши старания и смелость, а так же дружба и взаимопомощь помогли вам преодолеть все испытания. Но впереди еще много нового и неизведанного. А Хозяйка медной горы прислала вам еще один подарок – «Уральские самоцветы». (В коробке конфет «Уральские самоцветы» угощенье для всех принимавших участие в мероприятии).
Восп: И тебе спасибо, дедушка, за такое интересное путешествие, и мы приготовили тебе подарочек (книгу для твоих новых сказов).
Прощаются. Дедушка Слышко уходит.
Восп: Любите свою родину, этот удивительный край голубых озер и синих гор…
Берегите и охраняйте природу Урала…
Продолжайте читать книги об Урале, сказы П.П. Бажова, узнавайте много нового…
Любовь к природе и ближним делает человека Человеком!