повышение эффективности образовательного процесса.
Обоснование целесообразности применения ИКТ в НОД:
активизация познавательной активности воспитанников;
формирование мотивации
использование современных форм представления материала.
ИКТ: мультимедийные презентации, ноутбук, компьютерные игры, сайт учителя-дефектолога, сайт ДОУ,
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
Материалы и оборудование: ноутбук, колонки, интерактивная доска, проектор, «монеты», комплект карточек производство молока; тематические карточки с изображением предметов одежды, обуви, мебели.
Предварительная работа: беседы с детьми о том, что такое деньги, банк, как производят товар, бюджет, доходы, расходы, элементарные понятия экономии, посещение с родителями магазинов, банка, сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление товара (овощей), д/и «Совместные покупки, разработка сценария квест-игры, атрибуты, раздаточный материал.
Методические рекомендации организаторам игры:
Участники делятся на 2 команды по 5-6 человек (участники - дети одного возраста). Команды располагаются за рабочими столами.
Цель для команд – за определённый промежуток времени (30 мин.) набрать как можно больше игровых баллов (денег) и пройти все этапы игрового сюжета. Игра состоит из 4 станций:
I. «Производилкино» (Выстрои ряд!)
II. «Профессионалкино» (Отгадай).
III. «Помогалкино» (Помоги людям)
IV. «Покупалкино» (Покупка подарка)
Ожидаемый результат: в результате квест-игры, дети закрепляют полученные ранее знания в области финансов, приобретают умения зарабатывания денег, рационального распределения своих доходов, навыки командной игры в условиях соревнования.
Деятельность специалиста
Деятельность воспитанников
Вводная часть (продолжительность 3 мин.)
Цель этапа: создание благоприятной, доброжелательной атмосферы, психологического комфорта
Цель этапа: установление тактильного, зрительного контактов, участия в игре.
Специалист: Ребята, доброе утро!
Дети собираются в полукруг около ведущего
Д: Здравствуйте.
Специалист на фоне спокойной, радостной музыки читает стихотворение:
Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
У всех хорошее настроение?
Все забыты огорчения?
Слушают стихотворение, строятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются.
Создание мотивации. Постановка проблемы.
Самостоятельная формулировка детьми темы НОД
Цель: формирование представлений о предстоящей деятельности
Цель: принятие поставленной задачи
Специалист: Сегодня мы идем в гости к коту Матроскину на день рождения. А на день рождения с пустыми руками не ходят. Что нам нужно?
Предполагаемые ответы детей: «Купить подарок» и др.
Правильно купить подарок. А чтобы его купить нужно, что?
Предполагаемые ответы детей: «Деньги. Карта…» и др.
Конечно нужны деньги. А где их берут?
Предполагаемые ответы детей: «Зарабатывают…» и др.
Основная часть-содержательно-деятельностный этап «Покупка подарка для Матроскина» ( 20 мин)
Цель: формирование познавательной активности детей через игровую деятельность
Цель этапа: проявление инициативы для получения новых знаний, закрепления и обобщения уже имеющихся.
Вот и я предлагаю Вам заработать деньги. Для этого мы с вами отправимся в путешествие в город мастеров. Вы согласны?
Предполагаемые ответы детей: «Да», «Согласны»... и др.
В путешествии мы с вами будем проходить разные испытания и за каждое пройденное испытание вы будете получать деньги.
Предполагаемые ответы детей: «Здорово!...» и др.
А путешествовать мы будем с вами на поезде по заданному маршруту. (показывает детям карту)
Приобрести билеты за ответы по профессиям на ЖД.
Предполагаемые ответы детей:
«Как интересно!...» и др.
Предполагаемые ответы детей:
2.1. Физминутка «Поезд»
Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве (лево, право, вперед, назад)
Цель: участие в игре, выполнение упражнений
Я буду машинистом.
Занимайте скорее места друг за другом, наш поезд отправляется.
Поезд движется под музыку Чух, Чух паровозик с выполнением движений.
Чух — чух, чух – чух — паровозик, Чух — чух, чух – чух — паровозик, Он бежит, качается, Охает, старается… Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки, Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки. Стоп! Остановка Хлопотушкино (дети хлопают)
Наш поезд прибыл на станцию "Производилкино"
Дети бегут под музыку по стрелочкам вперед, поворачивают 2 раза налево, потом возвращаются назад, и поворачивают 2 раза направо.
При остановке Стоп! Остановка Хлопотушкино (дети хлопают) Дети встают в пары напротив друг друга. Хлопают в ладоши друг другу, сначало правой рукой, потом левой, затем обеими руками одновременно.
2.2. Первая станция «Производилкино»
Цель: закрепить знания о производстве хлеба и молока; познакомить с новыми профессиями, фермер, доярка, технолог; формировать умение выстраивать логическую цепочку что сначало, что потом?
Цель: участие в игре, выполнение заданий
Включается экран
Ребята, а кто знает как хлеб и молоко попадают в магазин?
Предполагаемые ответы детей: «Их привозят на машине» и др.
А как они попадают в магазин?
Давайте посмотрим с вами на экран
Презентация 1
«Как молоко приходит в магазин?»
Слайд 1 Кто дает молоко?
Правильно. Корова пасется на лугу, ест свежую траву
В специальных машинах молоко отправляют на молочный завод
Предполагаемые ответы детей:
Слайд 6 Что делают с молоком на молокозаводе?
В лаборатории молоко проходит проверку на качество. В специальном оборудовании молоко обрабатывается
Дети смотрят
Слайд 7, 8 Молочная продукция
Ребята, а какие продукты из молока вы знаете?
Предполагаемые ответы детей: «Молоко» «Сметана» и др.
Слайд 9 Упаковка молока
Готовые молочные продукты разливают, упаковывают в специальную упаковку, чтобы продукты дольше хранились
Слайд 10
На специальных машинах готовые молочные продукты развозят по магазинам
Слайд 11
В магазинах продукцию выставляют на полках
Игра Логический ряд
Каждому ребенку выдается комплект карточек с изображениями производства молока. Они должны, каждый в отдельности на столе выстроить правильный ряд. Что сначало? Что потом?
Дети выстраивают правильный ряд
Правильный логический ряд
Проверим?
Дети проверяют изображение с интерактивной доски со своим выстроенным рядом
Молодцы все справились с заданием. Каждый из вас получает по одному рублю и мы отправляемся дальше в наше путешествие.
2.3. Зрительная гимнастика «Поезд»
Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве (лево, право, вперед, назад)
Цель: участие в игре, выполнение упражнений
Занимайте скорее места друг за другом, наш поезд отправляется.
Поезд движется под музыку Чух, Чух паровозик с выполнением движений.
Чух — чух, чух – чух — паровозик, Чух — чух, чух – чух — паровозик, Он бежит, качается, Охает, старается… Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки, Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки. Стоп! Остановка Гляделкино (дети хлопают)
Дети маршируют под музыку по стрелочкам вперед, поворачивают 1 раз налево, потом возвращаются назад, и поворачивают 1 раз направо.
При остановке Стоп! Остановка Гляделкино (зрительная гимнастика) Дети встают в одну шеренгу. Закрывают сначало правый глаз, потом левый глаз, затем оба глаза одновременно. (Повтор 4 раза)
2. 4. Вторая станция «Загадалкино»
Дидактическая игра «Угадай профессию?»
Цель: закреплять знания о профессиях (учитель, воспитатель, повар, парикмахер, врач, ветеринар, военный, полицейский, пожарный);
формировать представления о предметах труда; способствовать развитию умения находить ошибки, отгадывать загадки
Цель: участие в игре, выполнение заданий, развитие слухового внимания
Включается экран
Презентация 2
«Профессии»
Слайд 1 Пожарный
Угадай кто это?
Что делает?
Какие предметы он использует в своей работе?
Предполагаемые ответы детей:
«Пожарный» «Тушит», «Огнетушитель» и т.д.
Слайд 2 Врач
Что делает?
Какие предметы он использует в своей работе?
Предполагаемые ответы детей: «Врач», «Лечит», «Укол» и т.д.
Слайд 3 Ветеринар
Что делает?
Какие предметы он использует в своей работе?
Предполагаемые ответы детей: «Ветеринар», «Лечит» «Градусник» и т.д.
Слайд 4 Учитель?
Что делает?
Какие предметы он использует в своей работе?
Предполагаемые ответы детей: Учитель», «Учит» «Книги» и др.
Слайд 5 Полицейский
Что делает?
Какие предметы он использует в своей работе?
Предполагаемые ответы детей: «Полицейский», «Ловит преступников» «Пистолет» и др.
Слайд 6 Воспитатель
Что делает?
Какие предметы он использует в своей работе?
Предполагаемые ответы детей: Воспитатель», «воспитывает» «Игрушки» и др.
Слайд 7 Военный
Что делает?
Какие предметы он использует в своей работе?
Предполагаемые ответы детей: «Военный» «Охраняет» «Автомат» и др.
Слайд 8 Швея
Что делает?
Какие предметы он использует в своей работе?
Предполагаемые ответы детей: «Швея», «Шьет» «Иголки», «Швейная машинка» и др.
Слайд 9 Парикмахер
Что делает?
Какие предметы он использует в своей работе?
Предполагаемые ответы детей: «Парикмахер», «Стрижет» «Ножницы», «Расческа» и др.
Слайд 11 Повар
Что делает?
Какие предметы он использует в своей работе?
Предполагаемые ответы детей: «Повар», «Готовит» «Половник», «Кастрюля» и др.
Слайд 12 Продавец
Что делает?
Какие предметы он использует в своей работе?
Предполагаемые ответы детей: «Продавец», «Продает» «Весы», «Касса» «Деньги» и др.
Слайд 13 Отгадай загадку
Кто сделает красивую прическу?
Предполагаемые ответы детей: «Парикмахер» и др.
Слайд 14 Отгадай загадку
Кто приготовит вкусный завтрак?
Предполагаемые ответы детей: «Повар» и др.
Поиграем в дидактическую игру
«Найди ошибку».
1.Врач варит суп.
2.Повар лечит людей.
3.Учитель подстригает волосы.
4.Швея продает продукты.
5.Полицейский взвешивает продукты.
6.Парикмахер лечит людей.
Предполагаемые ответы детей:
1. «Нет» "Варит повар" и др.
2. «Нет» "Лечит врач" и др.
3. «Нет» "Парикмахер стрижет" и др.
4. «Нет» "Продавец продает" и др.
5. «Нет» "Полицейский охраняет" и др.
6. «Нет» "Лечит врач" и др.
Молодцы все справились с заданием. Каждый из вас получает по два рубля и мы отправляемся дальше в наше путешествие.
2.5. Самомассаж «Поезд»
Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве (лево, право, вперед, назад)
Цель: участие в игре, выполнение упражнений
Один из детей становится первым выполнять роль машиниста.
Занимайте скорее места друг за другом, наш поезд отправляется.
Поезд движется под музыку Чух, Чух паровозик с выполнением движений.
Чух — чух, чух – чух — паровозик, Чух — чух, чух – чух — паровозик, Он бежит, качается, Охает, старается… Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки, Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки. Стоп! Остановка Гляделкино (зрительная гимнастика)
Дети маршируют под музыку.
При остановке Стоп! Встают в одну колонну.
Поднимают голову вверх,
Опускают голову вниз, поворачивают влево, вправо.
Закрывают сначало правый глаз, потом левый глаз, затем оба глаза одновременно. (Повтор 3-4 раза)
2. 6. Третья остановка «Помогалкино»
Полоса препятствий «Помоги расчистить дорогу»
Цель: укрепление здоровья детей, развитие общей и мелкой моторики, координации, воспитание чувства взаимопомощи сверстникам, взрослым
Цель: развивать интерес к физической культуре,и желание заниматься спортом
Ой ребята, наш поезд остановился раньше времени. Давайте узнаем «Что случилось?» Была гроза и переломала деревья. Деревья упали на железнодорожные пути и перегородили дорогу. Ребята давайте поможем расчистить дорогу?
Предполагаемые ответы детей: «Да поможем» и др.
Чтобы расчистить дорогу, нужно разделиться на две команды. На первый, второй постройся в две колонны! Дети перестраиваются в две колонны по одному.
Полоса препятствий (выполняется 2 подгруппами)
1)-ходьба по змейке (выложенному канату) руки в стороны, стараемся не упасть переходим через обрыв;
- пролезание в тоннель;
- берем мешочки с песком (деревья, мусор), кидаем их в контейнеры;
2) - добегаем до обруча, там берем мягкие модули и выстраиваем рядом башню из 5 кирпичиков определенного цвета, затем возвращаемся на место.
3) - берем теннисную ракетку, кладем на нее кубик, добегаем до конуса, кладем кубик в короб, и бежим обратно в команду.
Молодцы все справились, всю дорогу расчистили, каждый получает по 1 монете. Теперь наш поезд отправляется. Занимайте все скорее места. Следующая станция «Покупалкино»
Дети выстраиваются в две колонны и выполняют упражнения
2. 6. Четвертая остановка «Покупалкино»
«Торговый центр»
Цель: формирование норм и ценностей принятых в обществе, формирование умения ответственно относиться к порученному заданию
Цель: стремление выражать свое отношение к окружающему, формирование навыка поведения в общественных местах
Ребята, а кто из вас был в ТЦ? А что там делают?
Предполагаемые ответы детей: «Я, покупают разные товары, покупки» и т.д.
Нам предлагают поработать с вами в разных магазинах. Вы согласны?
Предполагаемые ответы детей: «Да» и т.д.
Раздать карточки трех цветов, по выбору детей.
У кого красная становятся продавцами продуктов, синяя одежды, желтая продавцами мебели. Продавцы должны привести со склада товар в свой магазине ( на большом столе лежат карточки с изображением одежды, продуктов, мебели)
Вам нужно пройти на склад и выбрать картинки с изображением предметов, которые относятся к вашему магазину (продукты , одежду, мебель). После этого разложите товар на прилавках своих магазинов .
Дети выбирают из карточек на полу, те , которые им нужно собрать согласно инструкции (обувь; одежда; мебель) и выкладывают их вряд.
Дети подходят к большому столу с надписью склад, а затем подходят к своим маленьким столам красного, синего, желтого цвета.
Молодцы, ребята! Справились с заданием! Каждый из вас получает по одной монете.
А теперь давайте посчитаем кто сколько из вас заработал монет?
Молодцы!!!
Дети считают: один, два, три, четыре, пять. У всех по пять
Дети вы трудились в торговом центре, а здесь открылся удивительный
магазин подарки для Матроскина.
Давайте туда заглянем!
Специалист посмотрите:
На прилавке выставлены подарки, что вы видите?
Молодцы, а как вы считаете? Мы можем купить все подарки для Матроскина. Хватит ли у вас денег?
Я предлагаю возле каждого подарка положить наши заработанные монетки
Молодцы!!! Мы купили замечательные подарки и отправляемся на праздник!
Ребята идут во вновь открытый специализированный магазин «подарки для Матроскина».
Предполагаемые ответы детей:
торт,
воздушные шарики стоимостью 1 руб за штуку
холодильник стоимостью 20 рублей
велосипед стоимостью 10 рублей
корова 10 рублей
Предполагаемые ответы детей:
Дети походят и раскладывают монетки у каждого товара.
Денег хватает.
Рефлексия:
Цель: определение эмоционального состояния детей по окончании деятельности; развитиерефлексивных навыков.