kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Круглый стол: «Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с нарушениями в поведении и общении».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол: «Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с нарушениями в поведении и общении».»

Круглый стол: «Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с нарушениями в поведении и общении».


«…Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход.
И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту».
(Мэри Ш. Курчинка)

Уважаемые педагоги, предлагаем вам посмотреть фильм и сказать, о чем сегодня пойдет речь за круглым столом. Просмотр фильма:

Более подробно рассмотрим психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением поведения и общения.

Для этого мы предлагаем вам поделиться на 3 группы, согласно тех жетонов, которые вы получили при входе (желтые, красные, зеленые).

Каждой группе выдается ватман, с таблицей:

Вид нарушения (гиперактивность, агрессивность, тревожность).

Характерные особенности детей с данным видом нарушений

Проблемы, которые могут возникнуть у педагога?

Что он может предпринять сам, по решению этих проблем?

К кому и за какой помощью он может обратиться?


Задание для групп: Подумайте и запишите те проблемы, которые могут возникнуть у педагога при работе с детьми данной категории, что вы можете предпринять самостоятельно для решения этих затруднений и к кому, и за какой помощью вы можете обратиться. Время для работы 10 минут.

По истечению отведенного времени команды презентуют ответы на поставленные им вопросы.


Все дети разные, каждый ребенок - индивидуальность.

Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро получается (достать из коробки звездочку).

А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать кубик, есть и такие дети).

А есть дети очень противоречивые: 5 мин он спокойный и милый, а потом, вдруг начинает непонятно себя вести, бегать в разные стороны, потом вроде опять успокаивается, а потом все повторяется (достать шашечку).

А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (достать шарик).

Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить с взрослыми, то дерутся с другими детьми (достать колючий шарик), вы когда-нибудь задумывались: а может ему очень плохо с этими колючками?

Все дети разные, они не похожи друг на друга. Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой?». Он такой, какой есть, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь? Что я смогу сделать, чтобы он был счастлив?».

В каждой группе детского сада есть дети с разными проявлениями эмоциональных и поведенческих нарушений. Да, это агрессивные, гиперактивные, тревожные, стеснительные, непопулярные и другие категории детей, которым не так-то просто общаться со сверстниками и взрослыми.

Скажите, пожалуйста, есть в вашей группе такие дети (ответы участников).

Перед нами встают следующие задачи психолого-педагогического сопровождения с нарушениями в поведении и общении в дошкольном учреждении:

1. Формирование навыков эффективного поведения, положительной коммуникации и изменений в эмоциональном развитии.

2. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.

3. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).

4. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Попробуем более детально разобраться, что же нам делать с такими детьми, как с ними общаться, и как их научить правилам социальной коммуникации. Предлагаю провести эксперимент «Воздушный шарик».

Возьмите все по одному шарику. Надуйте их. Покажите воздушный шарик - его мы ассоциируем с ребенком. Сейчас он спокойный, расслабленный. Но вот внутри него начинает копиться гнев и агрессия, он злится на маму, которая не купила игрушку; на воспитателя, который заставляет кушать нелюбимую кашу, на друга, который нарушает правила игры. И злость постепенно копится в нем, это не может происходить бесконечно, есть два варианта его поведения дальше… Какие? Попробуем еще больше надуть шарик – он может лопнуть, то есть он взорвется или же, второй вариант - он вырвется из рук и начнет метаться в разные стороны, выплескивая на всех свой гнев (выпустите шарик).

Как же можно выплеснуть свой гнев, свое раздражение так, чтобы «шарик» не лопнул и не вырвался из рук? Существуют разработанные правила поведения с агрессивными детьми и различные игровые упражнения, которые помогают снизить уровень агрессивности. Одно из них я предлагаю вам сейчас попробовать провести. Выйдите, пожалуйста, в круг.

Игра «Обзывалки». Хочу вас предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг дуга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…»Например«А ты – морковка!»

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например«А ты – моя радость».

Эта игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, но обязательно предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

«Передай сигнал».

Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передать какой-нибудь сигнал (2 раза пожать руку, поднять руку вверх и т. д.). Получив справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена. Когда ведущий получает переданный им сигнал.

«Подари камешек».

Участники встают в круг. Ведущий предлагает детям взять из коробки разноцветные камешки и подарить их тому, кому они захотят, но обязательно со словами«Я дарю тебе камешек, потому что ты самый…» (называются положительные качества).

Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.

«Сороконожка».

Игра проводится под музыку, ритм музыки меняется от быстрого к медленному и наоборот. Участники встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной «ножке», проползает между препятствиями и выполняет другие задания. Главная задача играющих - не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости. Очень хорошо!


Еще одно эмоциональное проявление детей – тревожность. У тревожных детей занижена самооценка, они не уверены в себе, поэтому их следует хвалить даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей, но похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что его похвалили. Таких детей нельзя сравнивать с другими ребятами, лучше сравнить достижения ребенка с его же показателями неделю назад. Лучше избегать заданий, выполняемых на скорость - тревожных детей нельзя подгонять или торопить. И, конечно, при обращении к такому ребенку с просьбой или вопросом, необходимо установить контакт глаз: наклониться к нему или поднять ребенка до уровня ваших глаз.

Через игровые упражнения можно снизить у детей тревожность и повысить самооценку, создать атмосферу безопасности и доверия в группе, развить самостоятельность и уверенность в себе, обучить детей умению снимать мышечное напряжение.

«Гусеница» (Коротаева Е. В., 1997)

Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

«Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз.

Гиперактивность. Подбирая игры для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

«Зеваки» (Чистякова М. И., 1990)

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) участники останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае участники должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

«Сиамские близнецы» (Кряжева Н. Л., 1997)

Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д. Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и др.

«Ласковые лапки».

Взрослый подбирает шесть-семь мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д., выкладывает их на стол. Участнику предлагается оголить руку по локоть, объясняет, что по ней будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Варианты игры: «зверек может прикасаться к щеке, колену, ладони; можно поменяться с ребенком местами.


Подведение общих итогов:

Продолжите фразы:

  • Я сегодня вспомнила …

  • Меня порадовало …

  • Мне было трудно …

В завершение нашей с вами работы, нам бы хотелось поделиться с вами одной историей

Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:

-«Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!».

И вдруг человек услышал: «Кое-что я предпринял — послал ему навстречу тебя».


В помощь для вашей педагогической деятельности я сделала в электронном варианте подборку памяток, в которых раскрываются правила общения воспитателя с детьми с разными проявлениями эмоциональных и поведенческих нарушений, а также коррекционные игры и упражнения для каждой категории в отдельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. – 1999. – №1.

Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. – 2000. – №4.

Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. – М.: НИИ семьи, 1997.

Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 1997.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.

Левашева С.А, Психолог и подросток :коммуникативно-двигательный тренинг.-Ярославль:Академия развития, 2006.

Монина Г., Лютова Е. Работа с "особым" ребенком // Первое сентября. – 2000. – №10.

Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.

Рассел Л. Баркли, Кристина М. Бентон Ваш непослушный ребенок. – С-Пб.: Питер 2004.

Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: Сфера, 2002.

Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997.

Фопель Клаус Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. – М.: «Генезис», 1999.

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослыхпсихокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гафурова Ирина Сергеевна

Дата: 02.12.2022

Номер свидетельства: 618962


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства