Просмотр содержимого документа
«Круглый стол «Cемейные традиции»»
Круглый стол «Cемейные традиции»
Цель: поиск новых форм взаимодействия педагога – детей – родителей.
Задачи:
- Взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития детей;
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка;
- Повышение педагогической культуры родителей;
- Обмен опытом семейного воспитания;
- Воспитание желания к соблюдению имеющихся семейных традиций;
- Вооружить родителей практическими советами и рекомендациями по формированию семейных традиций.
- Приобщать родителей к участию в жизни детского сада.
Направление работы: информационное.
Форма работы: нетрадиционная форма работы.
Результат эффективности предложенной системы взаимодействия педагога с родителями воспитанников: в ходе проведения круглого стола на тему «Семейные традиции и праздники» между педагогом и родителями создается ситуация открытого общения, где родители активно обсуждают затрагиваемые вопросы, а также делятся собственным опытом.
Материалы и оборудование для проведения: презентация, интерактивная доска, ноутбук, проектор.
План проведения:
1.Вступительное слово.
2.Круглый стол.
3.Музыкальная пауза.
4.Обмен родительским опытом о проведении праздников в семье.
5.Подведение итогов.
- Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.
1. Показ презентации
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». (С. В. Глебова)
«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. (В. А. Сухомлинский)
3. А что семья означает для вас? (ответы родителей) - дискуссия
4. «Восходящее солнце»
Воспитатель: Перед вами «восходящее солнце», которое мы назовем «Ценности семейного воспитания». Лучей, как вы видите, у этого солнца нет…. пока. Лучами и будут те ценности, которые мы с вами определим (родителям раздаем лучи, они пишут семейные ценности)
Затем прикрепляем лучи к солнцу. Воспитатель подводит итог:
Я считаю, что семьи, в которых есть традиции можно назвать крепкими, дружными, потому что в этих семьях есть эмоциональные связи родителей и детей. Нам, людям, дана такая роскошь, как человеческое общение. И этому мы должны научить своих детей. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.
1 лучик Семейные традиции – ценность семейного воспитания
У каждого из нас рядом есть люди, с которыми мы связаны кровно – это наши родственники. И каждый из нас продолжатель своего рода. И только тот род силен, который знает, помнит, уважает и бережет своих предков. Можно ли считать связь поколений ценностью семейного воспитания?
2 лучик Связь поколений
Воспитатель: Как вы думаете, какие предметы могут быть источником знаний о семье? (семейный альбом)
Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, очень простое и доступное, понятное даже для малыша, а с другой стороны загадочное и удивительное. Порой, дети не понимают и удивляются, а иногда даже не верят, что взрослые тоже были когда-то детьми. Очень полезно рассказывать своему ребенку о событиях своего детства, используя при этом фотографии. Итак, семейный альбом – это тоже ценность семейного воспитания.
3 лучик Семейный альбом
И еще одна ценность, – это совместная игра. Только в игре ребенок полностью социализируется. Ведь недаром психологи говорят, что детство - это игра, а игра – это детство.
4 лучик - игра
5. Воспитатель: О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям.
Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С. И. Ожегова).
Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие.
Вот что о праздниках и семейных традициях рассказали Ваши дети. Им всем без исключения нравится быть дома, потому что дома много игрушек, телевизор, компьютер, один из опрошенных сказал, что дома тихо, можно отдохнуть, другой – дома родные люди, там весело, мы вместе играем. Ваши дети вспоминают такие общенародные праздники, как Новый год, 23 февраля, 8 марта, Пасху. Из праздников, которые бывают у вас дома, назвали Новый год и День рождения. День рождения они любят потому, что им дарят подарки, и только единицы говорят, что в этот день приходят друзья, вспоминают клоуна, торт, свечи.
На вопрос «Куда ты любишь ходить с родителями?» дети отвечают: в магазин, на карусели, в цирк. Единицы сказали, что любят ходить в театр, гулять, кататься на лыжах, ездить в деревню к бабушке.
6. Семейная игра
Мы предлагаем вам вспомнить семейные традиции, немного расслабиться и поиграть.
Сегодня ждет нас игра,
Любит это занятие детвора.
Но на собрании дети наши не играют,
А родителям место уступают.
Воспитатель:
Я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек:
Послушай, вот моя семья
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка.
А самая младшая – я.
Какая же у нас семья?
(6 человек)
Воспитатель:
С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.
Задание 1 "Закончи предложение"
1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).
2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
3. В семье разлад, так и дому … (не рад).
4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).
5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).
6. Семья – ключ к … (счастью).
Воспитатель:
«Чудесный мешочек».
Государственные Религиозные Профессиональные Семейные
Воспитатель:
Наряду с традиционными, которые отмечает вся страна, у каждой семьи есть свои собственные.
- Из выделенных букв на карточках - заданиях сложите слова, обозначающие традиции, используемые в проведении семейных праздниках.
-Зачитайте.
Воспитатель:
У нас в детском саду есть традиция — устраивать праздники для детей.
Прошло лето, предлагаем просмотреть небольшой фоторепортаж о наших праздниках, которые прошли летом.
Фоторепортаж
«Летние праздники – одна из традиций в ДОУ»
"Семейная викторина"
• Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?
(«Яблоко от яблони недалеко падает».)
• О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: "Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства"?
(О матрёшке.)
• С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?
(С восемнадцати лет.)
• Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: "Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон". Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается. ("Дюймовочка".)
• В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: "Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать"?
("Снежная Королева". Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
• Назовите самую семейную геометрическую фигуру.
(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
• Родительский инструктаж одним словом – это. (Наказ.)
• Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)
• Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)
• Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, "тридцать три родных сестрицы". Что это за семья? (Алфавит.)
• В каком месяце отмечается Международный день семей?
(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)
Воспитатель:
Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, убрать – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически?
Воспитатель:
Семейные чтения, когда читают не только родители, но и старшие дети, бабушки, дедушки – это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребёнка незабываемые впечатления об этих вечерах
Конкурс "Ромашка".
- У меня в руках цветок – ромашка, на каждом лепестке которого вопрос для обсуждения.
(Родители по очереди отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждают ответ).
Вопросы на лепестках ромашки
-Помогают ли праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?
-Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, а в каких нет?
-Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.
-Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
-Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
-Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
-Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
-Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?
-Какие подарки Вы дарите детям?
-Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?
Воспитатель:
Какие чистые, невинные наши детские мечты.
Помните: тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве и чем он больше, тем лучше. Характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше в нем радости, тем счастливее наш ребенок в дальнейшем.
Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь и детство ваших детей намного богаче.
И закончить нашу встречу мне хотелось бы стихотворением.