Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный познавательный проект "Книжкина неделя" в старшей дошкольной группе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 «Звёздочка»
.
Воспитатель: Науменко Н.В
Ст. Егорлыкская
2024-2025 уч.год
Вид проекта: групповой, информационно - практико - ориентированный
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.
Область программы: познавательное и речевое развитие
Актуальность темы: Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает.
Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам.
Не отрицая значения электронных источников информации, нельзя не заметить, что именно книги в большей степени способствуют в воспитании чувств, более глубокому освоению знаний, повышения интереса к книге.
В результате анкетирования родителей выяснилось, что во всех семьях ежедневное чтение не является традицией. В основном читают детям тогда, когда попросят сами дети. Не многие родители после прочтения книги обсуждают с ребёнком содержание произведений, и крайне редко или чаще всего не посещают детскую библиотеку.
В наши дни особенно актуален вопрос, что читать детям, ведь исходя из этого, происходит формирование круга детского чтения – это круг тех произведений, которые читают (слушают) и воспринимают дети. Сюда входит: детская литература, детское творчество, детские газеты и журналы с учётом возрастных особенностей – быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания, сложность его переключения, недостаточный объём памяти, отсутствие личного опыта.
Сегодня, когда дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, т. к. это положительно влияет не только на успеваемость ребёнка, но и на общее развитие.
Самостоятельное, индивидуальное посещение библиотеки ребёнком затруднительно в силу своего возраста, поэтому «функцию» читального зала должен взять «книжный уголок» в группе, в котором дети в любое время могут взять книгу для просмотра или чтения.
Цель проекта:
введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными
произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития
познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;
выявить знание детских сказок через различные виды игр;
привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели»;
воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
ЗАДАЧИ:
Способствовать:
более углубленному восприятию прочитанного материала;
расширению кругозора детей;
совместному творчеству детей и родителей в продвижении
семейного чтения.
Повысить рейтинг книги в организации досуга дошкольников и стимулировать желание постоянного общения с книгой;
Раскрыть творческие способности ребёнка через театрализованную деятельность, викторины, конкурсы, ролевые игры;
Ожидаемые результаты проекта:
Создание необходимых условий в детском саду, группе, семье по ознакомлению
дошкольников с произведениями художественной литературы.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной
активности, коммуникативных навыков.
Умение детей высказывать идеи и предложения.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Понимание родителями важности семейного чтения.
Значимость проекта «Книжкина неделя» в том, что благодаря ему
расширилось взаимодействие ДОУ, появились новые направления в совместном
сотрудничестве с семьей по приобщению детей к прекрасному миру литературы.
Предварительная работа
Перед проведением проекта в группе была создана развивающая среда. Оформлены «Полка красоты и избыточной информации», выставка книг на тему: "Моя любимая книга!".
составлен перспективный план; проводилась
Чтение любимых сказок , рекомендации для родителей;
Детям и родителям было дано домашнее задание: перечитать любимые книжки. Сделать вместе с родителями поделки и рисунки на тему «Мой любимый сказочный герой»
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Опрос детей «Моя любимая книга», Консультация для родителей «Приобщение ребёнка к художественной литературе», выявление проблемы. Обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
2 этап – практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана совместных мероприятий, через интеграцию разных видов детской деятельности.
Формы работы с детьми.
Тематические беседы:
- Ситуативный разговор: «Нужно ли беречь книгу? »
- Беседа: «Из чего состоит книга? »
- Беседа «История книги» (Рассказ воспитателя о развитии письменности с показом иллюстраций – глиняные таблички, свиток, папирус, пергамент, береста, рукописные книги, первопечатники, печатный станок)
- Беседа на тему «Что такое библиотека? »;
-Экскурсия в библиотеку
- Показ презентаций «Сказка про книжку», «Как рождаются книги»
- Посиделки : «Откуда пришла книга».
- Драматизация сказки «Колобок».
Знакомство с пословицами о книгах.
- Эмоционально-речевая разминка «ПОСЛОВИЦЫ». (Дети произносят пословицы о книгах с различной интонацией: весело, вопросительно, удивлённо, утвердительно)
Чтение произведений К.И Чуковского , А.Л. Барто.
Слушание песен на сказочную тематику.
Художественно – продуктивная деятельность:
- ручной труд «Книжкина больница»;
- аппликация «Закладка для книг»;
- рисование «Мои любимые книжные герои»;
Консультации для родителей:
«Как научить ребёнка любить книги»,
Дидактические игры: «Собери сказку», «Закончи предложение», «Доскажи словечко». «Из какой сказки песенка?», разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки», «Как вести себя с больным? »; Оформление выставки детских поделок «Мой любимый сказочный герой»
Путешествие по выставке «Любимые сказки» - рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности.
3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.
5. Изготовление книги иллюстраций «Мой любимый сказочный герой».
Результат реализации проекта:
1. В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.
2. Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.
3. Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.
4. Дети побывали в библиотеке.
5. Дети научились ремонтировать книги.
6. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.
В течение недели дети познакомились с историей возникновения "Книжкиной недели", ее создателем, с писателями, выполнили коллективные работы; подготовили материал для выставок; вместе с
План проведения недели детской книги
День 1
(первая
половина
дня)
* проведение беседы - презентации на тему "А у книжки
именины!"– сообщение воспитателя о том, где и когда родилась
"Неделя детской книги"; путешествие по выставкам "Эту книжку я люблю!", "Моя любимая книжка!" (выставка) - презентация любимой книги;
(вторая
половина
дня)
Знакомство со сказкой : «Крокодил Гена и его друзья» , Э. Н Успенский