Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный образовательный проект в подготовительной группе "По дорогам сказок"»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65»
Образовательный проект
На тему: «По дорогам сказок».
Выполнила: Вадяева Т. М.
Саранск 2025 г.
Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства. Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи: •Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
•Расширять представление детей о сказках.
•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
•Укреплять дружеские отношения в семье.
•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.
Срок реализации: краткосрочный с 03 февраля по 28 февраля 2025 года.
Введение
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — ни будь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.
Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.
Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.
Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.
Актуальность проекта:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. 11 млн. человек заболели немыслимой ранее болезнью – интернетоманией. Говорят, мы сегодня живем совсем в иной культуре, чем 10-15 лет назад…На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.
Ожидаемые результаты:
1. К концу года детей будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный
Актуализация имеющегося методического потенциала педагога, конкретизация параметров развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.
2 этап: Основной
Формирование и закрепление знаний детей о культурном богатстве русского народа. Воспитание на основе содержания русских народных сказок уважения к традициям народной культуры.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПО ДОРОГАМ СКАЗОК»
№
п/п
Название мероприятия
Работа с детьми
Работа с родителями
1 неделя
Чтение художественной литературы: «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса») «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Как коза избушку строила» «Кот, Петух и Лиса» «Теремок»
Консультации:
- «Сказка в жизни ребенка» - «Читайте детям сказки»
Отгадывание загадок на тему «Сказки».
Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке
Дидактические игры: - «Расскажи сказку по серии картинок» - «Составь сказку»
Анкетирование «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».
Консультация «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Чтение пословиц, поговорок о русском быте, гостеприимстве.
Настольно-печатные игры: - «Любимые сказки» («Играем и учимся») - «Домино»
Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок».
Показ воспитателем театров по сказкам: «Заюшкина избушка»
Дидактические игры:
- «Назови сказку» - «Что сначала, что потом» - «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?»
Подвижные игры:
«Волк и семеро козлят» «У медведя во бору»
3 неделя
Чтение художественной литературы:
«Волк и семеро козлят» «Три медведя» «Пузырь, соломинка и лапоть» «Три поросенка» «Заюшкина избушка» «Царевна лягушка» «Зимовье зверей»
Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелеграфе).
Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой Гребешок», «Лисичка со скалочкой».
Рисование по русской народной сказки «Три медведя»
Дидактические игры: «Из какой сказки волшебная вещь?» - «Подбери иллюстрацию к сказке» - «Сложи картинку и узнай сказку»
Беседа «Кто рисует картинки к сказкам»
Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
Литературная викторина «В стране сказок»
Подвижные игры:
«Гуси - лебеди» «Кот и мышь»
4 неделя
Чтение художественной литературы:
«Лиса и заяц» «Лиса и гуси» «Лиса и козел» «Лиса и журавль» «Жихарка» «Смоляной бычок»
Оформление выставки: - «Русские народные сказки» (рисунки). - «Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок)
«Сложи сказку», «Что лишнее?» - «Узнай по описанию» - «Путаница».
Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Подвижные игры:
«Курочка - хохлатка» «Золотые ворота».
3 этап: Заключительный
1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.
2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.
Список используемой литературы:
1. Программа «Детство» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
3. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
4. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
6. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2014.
7. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». -М.: АРКТИ, 2004.
8. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.