Краткосрочный познавательно -творческий проект в старшей санаторной группе:
«Витаминка и ее друзья»
Цель: формировать у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни.
Задачи проекта:
Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы;
познакомить с понятием «витамины», их роли в жизни человека;
-закреплять понятия «овощи», «фрукты», «ягоды», пользе их употребления;
-способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия;
-воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Участники проекта: старшая санаторная группа(16 детей), воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации проекта: с 1 ноября по 18 ноября
Тип проекта: краткосрочный познавательно- творческий проект
Актуальность проблемы:
Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма.
Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказываются на физическом развитии детей.
Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно.
За последние 10-15 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.
С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на свое питание. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания проекта.
Проблема: Недостаточно сформированы знания о витаминах и здоровой пище.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
-Понимание детьми значения витаминов для сохранения и укрепления здоровья.
-Понимание необходимости правильного питания.
-Развитие познавательных и творческих способностей детей.
-Повышение речевой активности, активизация словаря.
Родители:
активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.
Педагоги:
осуществляют инновационную деятельность; реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте;
систематизация знаний детей о свойствах, росте и использовании овощей и фруктов для человека.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап:
· Определение темы проекта.
· Формулировка цели и разбивка на веер задач.
· Составление плана основного этапа проекта.
· Подбор иллюстраций о Витаминах
· Родители:
- Решение о принятии участия в проекте.
Дети: Рассматривание иллюстраций о витаминах.
Рассматривание репродукций картин А Летунов «Овощи»
И. Михайлов «Овощи».
2. Основной этап:
· Проведение совместной деятельности педагога с детьми.
Беседа:
«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»;
«Где живут витамины»
«О пользе овощей и фруктов»
«Роль витаминов в жизни детей»
Чтение художественной литературы:
-Ю. Тувим «Овощи»;
-Н. Ю. Чуприна «Маша и фруктовый сад»
-Загадки об овощах, фруктах, ягодах;
- Русская народная сказка «Вершки и корешки»;
Чтение пословиц, поговорок, стихотворений об овощах и фруктах
-Ирис Ревю «Сказка о вкусных и здоровых витаминах»
Чтение «Витаминная азбука»
Рисование:
«Фруктово-овощная сказка»
«Натюрморт. Овощи»
Лепка:
«Ваза с фруктами»;
Аппликация:
«Кисть винограда»;
«Овощи для салата» (соленое тесто).
Дидактические игры и упражнения:
«Сварим суп из овощей»;
«Веселый повар»;
«Вершки – корешки»;
«Угадай на ощупь»;
«Угадай на вкус»;
«Фруктовое домино»
Сюжетно-ролевые игры :
«Магазин «Овощи-фрукты»;
«Фруктовое кафе».
Подвижные игры, эстафеты- «собери урожай», развивающие игры.
Музыкальное развитие:
Разучивание песен. Хороводов.
Работа с родителями:
Консультации: «Формирование здорового образа жизни у детей
старшего дошкольного возраста»
«Витаминные заблуждения»
Мастер-класс-лепка. «Какие они овощи?»
Оформление книги-рецептов «Волшебный салат»
Консультация «Овощи-детям»
Выставка совместных рисунков с детьми «Любимые наши витамины»
Цор: Просмотр мультфильмов «Здоровое питание»
Д.Родари. «Приключение Чиполино».
Просмотр поучительных фильмов о витаминах.
Рассматривание репродукций картин А Летунов «Овощи»
И. Михайлов «Овощи».
Экскурсии :
В медицинский кабинет.(беседа мед.работника с детьми
о дружбе с витаминами )
Совместная трудовая деятельность : « Наш огород» (посадка лука)
Продукты проекта:
Для детей: лепка овощей и фруктов;
Для педагогов: Создание альбома «Фруктово-овощная сказка»
Книга рецептов «Волшебный салат»
Для родителей: блюда из овощей и фруктов.
3.Заключительный этап:
· Составление портфолио проекта.
· Создание альбома «Фруктово-овощная сказка».
· Проведение обобщающего занятия « Витамины для здоровья.»
Проведение развлечения «Витаминка и ее друзья»
В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности:
Технологическая компетентность:
— умение проявлять интерес ко всему новому;
— умение планировать этапы своей деятельности;
— умение доводить начатое дело до конца.
Информационная компетентность:
— умение получать информацию, используя различные источники;
— умение задавать вопросы;
— умение оценивать необходимость той или иной информации.
Социально-коммуникативная компетентность:
— умение взаимодействовать в системе «ребенок – взрослый», «ребенок – родитель»;
— умение оказывать и принимать помощь.
Итог.
Выбор темы проекта оказался не случайным. После проведенной работы и родители, и дети пришли к выводу о том, что только здоровая семья может быть по-настоящему счастливой, воспитать достойных граждан своей страны.