Просмотр содержимого документа
«Краткосрочная образовательная практика "Телефончики"»
МА ДОУ «Детский сад № 203» г.Пермь
ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ «ТЕЛЕФОНЧИКИ».
Учитель-логопед: Шишмакова М.А.
ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ «ТЕЛЕФОНЧИКИ»
Полное название
программы
«Как устроен телефон»
Краткое название
«ТЕЛЕФОНЧИКИ».
ФИО автора
Учитель-логопед: Шишмакова Марина Анатольевна
Возраст детей
5-7 лет
Количество занятий
2
Актуальность
В ходе практики дети получают знания о том, что такое звук и как он распространяется в пространстве.
Цель
Научить детей изготовлять телефоны из пластиковых стаканов и нити.
Задачи
1.Познакомить детей с различными видами телефонов, изготовленных самостоятельно.
2.Развивать желание экспериментировать.
3.Воспитывать желание получать новые знания для того, чтобы сделать действительно работоспособную конструкцию.
Материалы и
оборудование
Пластиковые стаканчики, прочная нить, шило.
Средства : интернет-ресурсы, энциклопедия.
Части ОП КОП
1.Знакомство «Что собой представляет звук?».
2.Знакомство с тем, что стаканчики выполняют в этом телефоне роль одновременно микрофона и динамика, а нить служит телефонным проводом. А звук голоса проходит по натянутой нитке в виде продольных звуковых волн.
3. Самостоятельное изготовление телефонов из пластиковых стаканов.
Конечные результаты
Дети познакомились со знаниями из энциклопедии. Дети сделали «телефоны» и разговаривали друг с другом на расстоянии. Узнали, что в этой конструкции стаканчики выполняют роль микрофона и телефонной трубки.
Конкретные программные
критерии
Дети будут знать, что в этой конструкции стаканчик выполняет роль и микрофона, и телефонной трубки
. Родители дома будут закреплять изученные упражнения. В домашних условиях будут продолжать экспериментировать, т. к. заинтересованы в конечном результате.
Количество детей
10 человек
Список детей и табель посещаемости.
№
Фамилия, имя ребенка
группа
занятие
18.12.2015год
2 занятие
28.12.2015 год
1
Дикая Настя
15
+
+
2
Куликов Ваня
8
+
+
3
Кадольчик Данил
15
+
+
4
Суховерхов Матвей
15
+
+
5
Банаев Дима
15
+
+
6
Тихонова Лиза
8
+
+
7
Петровская Маша
8
+
+
8
Пьянков Дима
8
+
+
9
Смирнов Дима
8
+
+
10
Корякина Аня
8
+
+
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ. Прежде чем приступить к изготовлению, немного подкрепим себя знаниями. Это будет полезным и для того, чтобы сделать действительно работоспособную конструкцию, ну и для общего развития, так сказать, будет вовсе не лишним.
Для того чтобы понять, будет ли работать телефон из стаканчиков давайте сначала разберемся с тем, что такое звук и как он распространяется в пространстве.
Согласно энциклопедической справке, звук представляет собой волнообразно распространяющиеся колебания частиц упругой среды. Уже из этого определения мы можем сделать несколько важных для нас выводов.
Во-первых, для распространения звука нам необходимо наличие среды упругих частиц. Так, например, в вакууме частицы отсутствуют, и, значит, звук в нем распространяться не сможет. Не сможет звуковая волна распространяться и в пластичной среде. Упругостью обладают как газообразные среды (например, воздух – поэтому мы и можем слышать звуки), так и жидкие (например, вода), и твердые (например, металл).
Во-вторых, частицы среды при распространении звука приходят в движение, начинают колебаться относительно точки равновесия. При этом в момент смещения частицы образуются области повышенного и пониженного давления. Частица как бы начинает давить на своих соседей.
В-третьих, распространение звука имеет волнообразный характер – частицы среды давят на своих соседей, те в свою очередь на своих и т.д. Такое распространение носит не бесконечный характер. Давление частиц постепенно снижается, звуковая волна затухает.
Цель практики- Научить детей изготовлять телефоны из пластиковых стаканов и нити.
Задачи
1.Познакомить детей с различными видами телефонов, изготовленных самостоятельно.
2.Развивать желание экспериментировать.
3.Воспитывать желание получать новые знания для того, чтобы сделать действительно работоспособную конструкцию.
Основные принципы построения краткосрочной образовательной практики:
1.Принцип доступности (метод обучения соответствует возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей).
2.Принцип последовательности ( от простого к сложному).
3.Принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей).
Части занятия.
1.Организационная часть. (Знакомство с устройством «телефона»)
2.Основная часть( самостоятельная работа)
3.Заключительная (Рефлексия, обсуждение результатов деятельности).
Ожидаемый результат.
1.Дети должны получать новые знания для того, чтобы сделать действительно работоспособную конструкцию.
Инструментарий для организации практики. Материалы: пластиковые стаканы, нить, шило.
Методическое сопровождение:
интернет-ресурсы, энциклопедия.
Результаты практики.
Дети научатся делать «телефоны», получат знания о распространении звука.
Родители и дети будут проявлять заинтересованность.
Перспективы практики. При высокой заинтересованности детей, прошедших практику, можно организовать практику дома под контролем родителей.
Реклама и продвижение практики.
Загадка.
Через поле и лесок протянули голосок.
Он бежит по проводам - скажешь здесь, а слышно там.
Все знают, что такое ТЕЛЕФОН,
Но когда-то другим был он.
Мы в телефончики в детстве играли,
И много смекалки порой проявляли.
Будем телефоны мастерить-
Звук по нитке станем ловить.
Как все это сделать, научу я вас-
Всем будет интересно, будет просто класс!
Приходите, дети! Очень жду я вас!
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ОП КОП «ТЕЛЕФОНЧИКИ».
ЗАНЯТИЕ 1.
1.Организационный момент. В доступной форме рассказать детям о происхождении слов «телефон».
-Отгадайте загадку, и вы узнаете с каким словом мы познакомимся сегодня на занятии.
«Поверчу волшебный круг-
И меня услышит друг».
-Это слово «Телефон».
-Слово пришло к нам из греческого языка. Оно образовано из двух частей: теле- далеко и фоне- звук. Таким образом, телефон- это прибор, «говорящий на дальние расстояния».
Передавать информацию на большие расстояния человек научился давно. Еще в 6 веке до нашей эры у одного из персидских царей на службе состояло 30 тысяч человек, которых называли «царскими ушами». Располагаясь на вершинах холмов и сторожевых башен, они передавали сообщения, предназначенные царю.
Во время войны с Цезарем о продвижении его армии воины сообщали с помощью расставленных цепочкой крикунов.
В средние века люди изобрели беспроволочные телефоны - узкие секретные ходы, проложенные в стенах. С их помощью велись переговоры.
Позднее французский ученый Био изобрел прибор, по которому можно было говорить с помощью труб. Шотландский ученый Александр Белл создал аппарат, способный передавать информацию на большие расстояния прототип современного телефонного аппарата.
2.Основная часть.
Развивающая игра для дошкольников – «У нас дома телефон».
В наше время дети регулярно сталкиваются с предметами домашнего обихода, например, с телефоном. Для правильного формирования отношения ребенка к телефону можно поиграть в игру-урок – «У нас дома телефон».
Материалом для этой игры будут служить настоящие и игровые телефоны (мобильные и стационарные), загадки про телефон, картинки, на которых изображены городские телефоны-автоматы и описание игровых ситуаций, разложенные в конверты.
Для начала детям предлагается определить: телефон – это хорошо или плохо.
Хорошо: при необходимости можно вызвать пожарных, милицию, врача, аварийную службу, позвонить родителям и друзьям.
Плохо: отвлекает от занятия любимым делом; будит ночью; если долго говорить, то теряешь время и отвлекаешься от игр; маме приходится много платить за разговоры, и она не сможет купить что-нибудь интересное для семьи и т.п.
Далее ведущий раздает детям конверты с вложенными в них описаниями разнообразных ситуаций и вопросами: «Каким телефоном пользовались звери из стихотворения К. Чуковского?», «Кто-либо из семьи заболел. Телефон отключен или неисправен. Как быть и что делать?», «Мама купила билеты на цирковое представление. Она торопилась домой и забыла свой мобильный телефон на работе. Как маме дозвониться домой, позвать всех на представление?», «Что сделает Колобок с мобильным телефоном, когда он его найдет в лесу перед встречей с Лисой?».
Под завершение игры рекомендуется объяснить детям некоторые правила поведения с телефонами – не давать чужим людям, не ронять, вовремя заряжать и т.п.
Игра «Испорченный телефон». Цель - развитие слухового внимания Игровой материал: нет. Процедура игры: Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Испорченный телефон». Сядьте по кругу на ковер так, чтобы вам было удобно. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое-либо слово. Игрок, узнавший от ведущего слово, передает это услышанное слово (тихо на ухо) следующему игроку. Слово, словно по проводам телефона, должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал ведущий, значит, телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен. В этом случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок напутал — «испортил телефон». «Провинившийся» игрок занимает место последнего. Давайте поиграем».
3.Заключительная часть.
Раскраска «Телефон».
Подводим итоги.
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ОП КОП «ТЕЛЕФОНЧИКИ».
ЗАНЯТИЕ 2.
1.Организационный момент. Знакомство с устройством телефона.
Загадки о телефоне. Вспомним, чем занимались на предыдущем занятии. Показ картинок различных телефонов.
Наверное, вы не раз видели в фильмах или мультфильмах, как герои разговаривали между собой на расстоянии при помощи конструкции из бумажных стаканчиков и натянутой между ними веревки? Давайте проверим работоспособность такого телефона, а заодно и объясним результаты с научной точки зрения.
Прежде чем приступить к изготовлению, немного подкрепим себя знаниями. Это будет полезным и для того, чтобы сделать действительно работоспособную конструкцию, ну и для общего развития, так сказать, будет вовсе не лишним.
Для того чтобы понять, будет ли работать телефон из стаканчиков давайте сначала разберемся с тем, что такое звук и как он распространяется в пространстве.
Согласно энциклопедической справке, звук представляет собой волнообразно распространяющиеся колебания частиц упругой среды. Уже из этого определения мы можем сделать несколько важных для нас выводов.
Во-первых, для распространения звука нам необходимо наличие среды упругих частиц. Так, например, в вакууме частицы отсутствуют, и, значит, звук в нем распространяться не сможет. Не сможет звуковая волна распространяться и в пластичной среде. Упругостью обладают как газообразные среды (например, воздух – поэтому мы и можем слышать звуки), так и жидкие (например, вода), и твердые (например, металл).
Во-вторых, частицы среды при распространении звука приходят в движение, начинают колебаться относительно точки равновесия. При этом в момент смещения частицы образуются области повышенного и пониженного давления. Частица как бы начинает давить на своих соседей.
В-третьих, распространение звука имеет волнообразный характер – частицы среды давят на своих соседей, те в свою очередь на своих и т.д. Такое распространение носит не бесконечный характер. Давление частиц постепенно снижается, звуковая волна затухает.
Все это легко понять, если представить толпу людей. Если в этой толпе толкнуть одного человека, то он невольно толкнет другого, но потом восстановит равновесие и останется на своем месте. Второй человек толкнет третьего, но уже чуть слабее. Так эти толчки и будут переходить от одного человека к другому, постепенно затихая, и дойдут до последнего человека, если не затихнут раньше.
2.Основная часть. Изготовление телефонов. Самостоятельная работа детей.
Всего вышесказанного нам вполне достаточно, чтобы приступить к изготовлению телефона из стаканчиков.
Для этого нам понадобятся:
Упругая среда. В качестве нее у нас будет выступать веревка, 6-7 метров. Больше брать не стоит, слишком большое будет затухание звуковой волны. При этом веревка должна быть не растягивающаяся.
Пластиковые или бумажные стаканчики – 2 штуки. Желательно взять стаканчики побольше, тогда можно будет надеяться на вполне качественную передачу звука.
Спички, скрепки, зубочистки ну или что-то в этом роде для фиксации веревки. Можно обойтись и без этого пункта.
1. Сделайте из пластилина толстую лепешку размером немного больше дна стакана и поставьте на нее пластиковый стаканчик. Острым ножом сделайте отверстие в донышке стаканчика.
2. То же самое проделайте со вторым стаканчиком.
3. Протяните один конец длинной (4-6 метров) нитки сквозь отверстие в донышке стаканчика и завяжите узелок.
4. Другой конец нити протяните сквозь дно второго стаканчика и также завяжите узел.
Телефон готов!
5. При желании можно украсить "трубки" телефона цветными наклейками или фигурками, вырезанными из цветной бумаги.
ВАЖНО!Чтобы телефон работал, нить должна быть натянута. При этом натянутая нить не должна касаться никаких предметов, в том числе и ваших пальцев, когда вы держите стакан.
Приложив стаканчик к уху, вы сможете услышать, что говорит ваш друг на другом конце телефона в свой стаканчик, даже если он будет шептать или говорить из другой комнаты.
Стаканчики выполняют в этом телефоне роль одновременно микрофона и динамика, а нить служит телефонным проводом. А звук вашего голоса проходит по натянутой нитке в виде продольных звуковых волн.
Кстати...
Звук хорошо распространяется не только по нитке, но и по другим предметам. Хорошим проводником звука являются металлы. Вы можете убедиться в этом, постучав по отопительной батарее: стук хорошо будет слышан в соседних квартирах (только не злоупотребляйте этим опытом, ладно? Ваши забавы могут мешать тем, кто живет рядом).
Недостаток такого телефона
С его помощью невозможно переговариваться на больших расстояниях, так как звуковые колебания, распространяющиеся по нитке, постепенно затухают.
Хорошо ли вы усвоили урок?
Можете ли вы объяснить, почему звук перестает распространяться по нитке, если она будет касается какого-нибудь предмета?
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Подводим итоги.(У кого какие возникли трудности ? Что понравилось?)