Коррекция речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами «пластилинографии»
Коррекция речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами «пластилинографии»
Часто в детской патологии встречаются нарушения речи. Дети начинают говорить позже, чем их сверстники 10-15 лет назад, количество детей с речевой патологией постоянно растет. Нарушение речи у детей разнообразны по выраженности, симптоматике и структуре и становятся главной причиной неподготовленности их к обучению в школе.
Проблема актуальна на современном этапе и использование в работе с детьми дошкольного возраста «пластилинографии» (как одной из форм проведения совместной деятельности по лепке) позволит эффективно решить вопросы подготовки детей с ОНР к школьному обучению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекция речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами «пластилинографии» »
Коррекция речи детей старшего дошкольного возраста
с ОНР средствами «пластилинографии»
Дорошенко Татьяна Николаевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 83»
города Бийска Алтайского края
В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. Дети сейчас начинают говорить позже, чем их сверстники 10-15 лет назад, количество детей с речевой патологией постоянно растет. Нарушение речи у детей разнообразны по выраженности, симптоматике и структуре и становятся главной причиной неподготовленности их к обучению в школе.
Дети с нарушениями речи часто имеют низкий уровень развития мелкой моторики и координации движении руки. В исследованиях Л.С. Выготского, в работах ряда ученых (А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Ф. Лесгафт) установлено, что уровень развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук). Если развитие способности пальцев к таким движениям отстает, задерживается и речевое развитие.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников с общим недоразвитием речи методов и приемов, способствующих развитию мелкой моторики и координации движений рук.
Т.С. Комарова, Г.Н Давыдова, Т.Б. Ткаченко отмечают, что лепка (как один из видов детского творчества), кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, влияет на мелкую моторику. При работе с пластилином массируются определенные точки на ладонях, которые в свою очередь активируют работу мозга, при этом развивают речь ребенка, подготавливают руку к письму и развивают интеллект ребенка.
Поэтому проблема актуальна на современном этапе и использование в работе с детьми дошкольного возраста «пластилинографии» (как одной из форм проведения совместной деятельности по лепке) позволит эффективно решить вопросы подготовки детей с ОНР к школьному обучению.
Я изучила имеющиеся научно-практические и методические разработки по развитию мелкой моторики рук и адаптировала их содержание для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Мною было составлено примерное перспективное планирование с опорой на программу «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, «Программу коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР» под ред. Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, учитывая рекомендации, данные в программах В.В. Коноваленко и Н.В. Нищевой. В планировании использован принцип концентрированного наращивания материала по задачам. Материал подчиняется лексическим темам. На основании практической работы и диагностических обследований я разработала систему занятий, игр и упражнений по развитию мелкой моторики и координации движений руки через использование «пластилинографии».
Работу с детьми начала со средней группы, уделяла большое внимание пальчиковой гимнастике, играм-хороводам, дидактическим играм и упражнениям на развитие мелкой моторики. Цель этих заданий - развивать зрительно-моторную координацию и ориентировку в пространстве. Также дети осваивали простейшие приемы лепки (раскатывание, расплющивание, вытягивание и т.д.). Это дало предпосылки к созданию лепных композиций в старшем дошкольном возрасте.
С детьми старшего дошкольного возраста совершенствовала полученные ранее умения и навыки. Познакомила детей с техникой создания полуобъёмных и объемных композиций на горизонтальной плоскости. За основу взяла технику Г.Н. Давыдовой, которая адаптирована к условиям дошкольного учреждения. Дети учились раскатывать колбаски, выкладывать ими по линии контура, заполнять пластилином внутри контура, как бы рисуя, используя прием рисования пластилином. Работу по заполнению контура я разнообразила, научила детей заполнять контур раскатыванием шариков и выкладывания ими по типу «мозаика». Использовались следующие формы работы:
специально организованные занятия по лепке по использованию нетрадиционной техники «пластилинографии»;
индивидуальная работа;
совместная и самостоятельная деятельность детей в специально организованной среде;
работа с родителями.
Планомерная и системная работа по развитию у старших дошкольников с ОНР мелкой моторики рук, проводимая в совместной и занятийной деятельности по лепке, позволила получить положительные результаты. Если на начальном этапе низкий уровень развития сенсомоторной координации и тонкой моторики рук имели 55,6% детей, то на контрольном этапе высокий уровень развития показали 77,8% детей и средний уровень - 22,2% (была использована методика проведения диагностических обследований, основанная на тестовой диагностике Озерецкого-Гельнейца).
Таким образом, можно отметить, что развитие у детей мелкой моторики и координации рук посредством «пластилинографии» будет успешным при создании следующих условий:
Создание специальной (организованной) среды в ДОУ и дома для развития мелкой моторики рук.
Наличие перспективного плана работы по развитию мелкой моторики через «пластилинографию».
Проведение коррекционной работы во всех видах деятельности по развитию мелкой моторики и координации движений руки.
Проведение целенаправленной работы с родителями, позволяющей повысить родительскую компетентность в вопросах подготовки детей с общим недоразвитием речи к школьному обучению, привлечение внимания родителей к проблемам развития мелкой моторики в процессе использования «пластилинографии».
Успешному результату способствовали системный подход в обучении, специальное планирование, разнообразие методов и приемов обучения с учетом особенностей детей с нарушением речи.
Все это позволило развить у дошкольников мелкую моторику и координацию движений рук, тем самым стимулируя речевое развитие. Речь детей стала красочнее, богаче, и активизировался словарь.
Список использованной литературы
1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: «Просвещение»,1995.
2. Денисов Д.В. Развитие речи у дошкольников. - М.: «Мозаика-синтез», 2010.
3.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М.: «Мозаика-синтез», 2009.