Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая работа на занятиях пением»
Коррекционно-развивающая работа на занятиях пением.
В современном мире детей с различными нарушениями здоровья становится всё больше с каждым годом. Ничего не может быть страшнее, чем потерять зрение.
Создание условий для получения необходимого уровня образования детьми этой категории с учётом их психофизических особенностей рассматриваются в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционно-развивающая работа – это деятельность, способствующая более эффективному физическому и психическому развитию ребёнка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Под этой работой подразумевается система специальных мероприятий – занятий, направленных на активизацию процессов компенсации, преодоление или устранение недостатков познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основное место в процессе обучения музыке незрячих и слабовидящих детей являются занятия вокалом. Обучение осуществляется индивидуально с учётом музыкальных данных, возрастных особенностей и состояния здоровья детей. На уроке вокала решаются следующие задачи:
* обучение ориентировке в пространстве;
* развитие музыкального слуха, слухового внимания;
* развитие гармонического и тембрового слуха;
* развитие чувства ритма, музыкальной памяти;
* развитие мимики;
*выработка дыхательных навыков;
* развитие слухового самоконтроля качества звучания во время пения:
* развитие навыков целостного восприятия и исполнения мелодии.
Для незрячих и слабовидящих детей важным является умение быть в контакте. Ученик слушает исполнение песни педагогом и рассказывает словами о том, что услышал, стараясь точно подбирать слова, показывать движениями рук в воздухе какая музыка (громкая-тихая, плавная-порывистая, быстрая-медленная). Педагог обращает внимание на то. Чтобы в соответствии с характером музыки выразительным был корпус, мимика лица (это трудно для незрячего или слабовидящего ребёнка). Выбирая песни с явным движением восходящей или нисходящей мелодии сочетать аналогичным движением рук (вверх или вниз). Знакомство с интонацией происходит через диалог с педагогом. Предлагается поговорить о настроении (сердито, ласково, грустно, весело).
При нарушении зрения у слепых и слабовидящих детей существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, ослабляются познавательные процессы. Чем более в раннем возрасте снижается или утрачивается зрение, тем более выраженные отклонения в развитии встречаются у таких детей. Установлено. Что дети с нарушением зрения отстают в физическом развитии: росте, массе тела, жизненной ёмкости лёгких, объёме грудной клетки и т.д.
Мышечная сила значительно ослаблена, движения угловаты, медленны и нерешительны, наблюдается нарушение статического и динамического равновесия, обучающиеся испытывают трудности в выполнении согласованных движений рук и ног. Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании физических качеств – силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия. У большинства таких детей затруднена пространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микроориентировка в пространстве. Важно учитывать не только наличие инвалидного дефекта, но и изменение психики, повышенной утомляемости, раздражительности, истощения нервной системы. У слепых и слабовидящих отмечаются отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма на всех возрастных этапах развития.
Методы обучения слабовидящих детей различны и подбираются с учётом задач урока, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической подготовки, запаса знаний и умений. Наличия предыдущего зрительного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. У слабовидящих доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или отдельные элементы движений. У слепых и слабовидящих детей основные формы восприятия – осязательно-двигательная и зрительно-двигательно-слуховая. Ведущее значение приобретают следующие методы обучения:
- словесные методы обучения: объяснение, рассказ, распоряжение, команда, беседа.
- звуковой метод (этот метод широко применяется, поскольку незрячим ученикам часто приходится пользоваться слуховым анализатором).
Коррекция в направлении пластичности и свободы движений необычайно важна как для занятий музыкой, так и для приспособления к жизни вообще.
Организация дыхания в этой связи имеет определяющее значение. Упражнения на дыхание выполняются под музыку с первых уроков. В песне нужно «провести» - услышать фразу, изобразить руками начало и её окончание.
Особое место здесь занимает специфический способ телесноориентированного показа движения, когда рука ученика лежит на руке педагога. Таким образом, показываются контуры движения. Запоминая мелодию песни «на слух», незрячие ученики развивают слуховое восприятие, музыкальное мышление, музыкальную память.
Эффективной формой развивающей работы на уроке вокала можно считать магнитофонные записи. Прослушивание записанных на ленту упражнений и произведений, исполненных детьми значительно повышает уровень их самоконтроля, способствует повышению интереса к предмету, стимулирует стремление каждого к самосовершенствованию.
Музыка развивает у ребёнка чувство прекрасного, прививает любовь к искусству, активизирует познавательную деятельность. С помощью музыкальных игрушек легко привлекать внимание ребёнка. Маракас, дудка, свисток, трещотка, деревянные палочки применяются в различных вокальных произведениях, как дополнительное украшение, развивая координацию и чувство ритма.
Этапы работы над вокальным произведением:
I. Для «разогревания» голосового аппарата с учеником проводится артикуляционная гимнастика: 1. Покусывание кончика языка.
2. Щёлканье языком, меняя объём рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (Разные по величине лошадки, по разному цокают копытцами. Большие лошадки шагают медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко).
3.Кончиками пальцев обеих рук, интенсивно постукивая, массировать лицо, пока оно не «загорится».
II. Следующий этап – Разучивание вокального произведения.
Мелодия пропевается различными способами:
1.Продувание (интонируемый звук с одновременным выдуванием воздуха через вытянутые трубочкой губы при максимально опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах).
2. Губной вибрант – имитация звука «р» вибрированием губ с одновременным звучанием голоса в грудном или фальцетном режиме («заводятся» большие или маленькие машины).
III. После разучивания слов текста наизусть, соединяем мелодию и текст с аккомпанементом. Применение микрофона привлекает детей. Помогает лучше узнать характеристику своего голоса.
Публичные выступления имеют огромное значение. Выезжая за пределы родной школы, ребята учатся держаться среди незнакомых людей, ориентироваться в новой, непривычной обстановке.
Всё это способствует решению основной проблемы: совершенствованию коррекционно-воспитательной работы и компенсаторных процессов незрячего или слабовидящего ученика на уроках вокала.