Коррекционно-развивающая направленность образовательной деятельности с дошкольниками с ОВЗ по основным видам движений
Коррекционно-развивающая направленность образовательной деятельности с дошкольниками с ОВЗ по основным видам движений
Статья раскрывает коррекционно-развивающую направленностьсодержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ по основным видам движений: ходьба и бег, прыжки, метание, ползание и лазанье, общеразвивающие упражнения
Рекомендовано к использованию в работе инструкторам физкультуры, воспитателям, родителям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая направленность образовательной деятельности с дошкольниками с ОВЗ по основным видам движений»
Коррекционно-развивающая направленность образовательной деятельности с дошкольниками с ОВЗ по основным видам движений
( статья раскрывает коррекционно-развивающую направленностьсодержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ по основным видам движений:
ходьба и бег, прыжки, метание, ползание и лазанье, общеразвивающие упражнения)
Рекомендовано к использованию в работе инструкторам физкультуры, воспитателям, родителям.
Все программы адаптивного физического воспитания для детей дошкольников с ОВЗ нацелены на нормализацию нарушенных функций, коррекцию и профилактику вторичных нарушений, коррекцию и развитие физических качеств, коррекцию психических нарушений детей.
Нарушение координационных способностей - ведущее отставание в двигательной сфере детей с ОВЗ. Биодинамические ошибки в движениях, обусловленные возрастом, усиливаются негрубыми поражениями мозговых структур. По мере взросления и направленного обучения дети овладевают достаточно сложными двигательными действиями. Ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание - жизненно необходимые умения и основные движения программного обучения - на первый взгляд, кажутся простыми, но у дошкольников с ОВЗ вызывают затруднения, так как требуют не только двигательной координации, но и активного включения мыслительных процессов, внимания, памяти, сенсорики и других функций организма.
Ходьба и бег.
Типичные ошибки при ходьбе: плохая координация рук и ног (иногда асимметрия), слабое отталкивание и шарканье ногами, неустойчивость и неравномерность темпа, нарушение осанки (голова и плечи опущены), неуверенность при смене направления и ритма.
Типичные ошибки при беге: мелкий, семенящий шаг, часто на полусогнутых ногах, ( несогласованность движений рук и ног, недостаточная амплитуда, нечеткий ритм беговых шагов, слабое отталкивание и вынос бедра, боковые колебания туловища, дополнительные движения головой, закрепощенность в быстром беге, неумение согласовывать свои действия с действиями других, наталкивание, запаздывание на сигнал педагога, быстрая утомляемость.
Коррекционно-развивающая направленность упражнений в ходьбе и беге:
коррекция техники движений рук (амплитуды, темпа);
коррекция согласованности ходьбы и бега с дыханием;
развитие чувства ритма;
развитие ориентировки в пространстве;
развитие быстроты реакции;
развитие скоростно-силовых качеств;
укрепление свода стопы;
укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
коррекция осанки;
коррекция расслабления.
Прыжки.
Типичные ошибки при прыжках - слабое подседание при прыжках в длину с места, неодновременное отталкивание, прямые ноги в полете, малая траектория, жесткое приземление, часто с потерей равновесия; в прыжках с разбега - дискоординация движений рук и ног, отсутствие или несогласованность маха руками вверх при отталкивании, неполное разгибание толчковой ноги в коленном суставе, иногда неумение оттолкнуться одной ногой; в прыжках со скакалкой - много лишних движений, несогласованность вращения скакалки с движениями ног, особенно у мальчиков.
Коррекционно-развивающая направленность упражнений в прыжках:
развитие силы мышц-разгибателей ног, туловища;
коррекция и развитие координации движений всех звеньев тела;
развитие дифференцировки усилий, расстояния;
укрепление мышечно-связочного аппарата стопы;
развитие подвижности всех суставов;
развитие скоростно-силовых качеств;
коррекция и развитие равновесия.
Метание.
Типичные ошибки при метании:неправильное исходное положение, отсутствие широкого замаха, рука в момент выброса не разгибается полностью, перенос веса тела на сзади стоящую ногу, нарушение траектории полета (как правило, вперед-вниз, чаще у девочек), отсутствие слитности движения.
Коррекционно-развивающая направленность упражнений в метании, бросании и ловле мяча:
развитие способности дифференцировать усилие и расстояние;
развитие ручной ловкости;
развитие координации движений рук, глазомера, зрительного слежения;
развитие ориентировки в пространстве и схеме тела;
развитие мелкой моторики;
развитие концентрации внимания, быстроты реакции;
развитие согласованности движений рук, ног и туловища;
развитие подвижности в суставах;
развитие умения анализировать и контролировать собственные действия.
Ползание и лазанье.
Типичные ошибки при ползании и лазании :отсутствие силы, слабо развиты крупные мышцы туловища, рук, ног – дети не могут себя удержать, нескоординированная работа рук и ног, минимальная ловкость и гибкость позвоночника, нет точности перемещения, отсутствие смелости, умеренности в своих силах.
Типичные ошибки при выполнении ОРУ: дети не держут осанку, слабое равновесие и координация, отсутствует выразительность и точность , согласованность движений по темпу и амплитуде, слабая ориентировка в схеме тела, малая подвижность в суставах, перенапряжение или наоборот сильная расслабленность мышц.
развитие и коррекция физических качеств и координационных способностей;
развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения;
развитие эмоциональной сферы;
развитие нервно-мышечной, сенсорной, дыхательной систем
Список используемых источников:
- «Подготовка воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития». Под общей ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой (С.Пб., 2010 г.);
- «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития», Под. ред Е.М. Мастюковой. (М.АРКТИ, 2002г.);
- «Комплексная нейропсихологическая коррекция и абалитация», А.В. Семенович (М., 2000г.);
- Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. Пособие для инструкторов лечеб. физкультуры, воспитателей и родителей. — 2-е изд. —- М. : Просвещение, 2005. — 112 с.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 304 с.
- Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб. пособие для студентов академии, университетов, институтов физической культуры и факультетов физической культуры, педагогических ВУЗов / Под ред. С.О Филипповой, Г.Н. Понаморева.- СПб., «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2010.-656с