Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ»
Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ
Основными направлениями психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ являются:
- диагностическая - коррекционно-развивающая работа - профилактическая и консультативная работа с родителями
Диагностическое направление
Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе психокоррекционной работы.
В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др.
Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей, характеризующих эмоциональную сферу и поведение ребёнка:
особенности контакта ребёнка;
эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
реакция на одобрение;
реакция на неудачи;
эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
эмоциональная подвижность;
особенности общения;
реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребёнка:
особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
особенности моторной функции.
Коррекционно-развивающее направление.
Структура коррекционно-развивающего занятия
- Приветствие (создание положительного настроя на совместную деятельность, общение).
- Игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, подобраны с учетом индивидуальных особенностей ребёнка (развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики).
- Пальчиковая гимнастика (например гимнастика в стихах)
- Релаксационные упражнения (развитие умения расслабляться и распределять свои силы). Подведение итогов занятия.
Психокоррекция познавательных процессов:
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций (память, внимание, мышление, воображение, восприятие);
Коррекционно-развивающая работа в данном направлении ведется посредством дидактических игр, наглядных пособий.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
игры с предметами
настольно-печатные
словесные.
Консультативно - просветительское и профилактическое направление
На индивидуальных консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к условиям дошкольной образовательной организации, к обучению в школе).
Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводятся мероприятия, способствующие включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.