Консультация для воспитателей «Формирование гражданского воспитания личности в проектной деятельности посредством устного народного творчества»
Консультация для воспитателей «Формирование гражданского воспитания личности в проектной деятельности посредством устного народного творчества»
Гражданское воспитание личности представляет собой важнейшую составляющую образовательного процесса не только в российской, но и в мировой образовательной практике. Глобальные перемены, происходящие в нашей стране в течение последнего десятилетия, направленные на развитие гражданского общества и правового государства требуют всестороннего развития личности гражданина. Одной из важнейших задач современного российского гражданского образования является формирование таких базовых гражданских ценностей, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте: любовь и привязанность к Родине, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Формирование гражданского воспитания личности в проектной деятельности посредством устного народного творчества»»
«Формирование гражданского воспитания личности в проектной деятельности посредством устного народного творчества».
Гражданское воспитание личности представляет собой важнейшую составляющую образовательного процесса не только в российской, но и в мировой образовательной практике. Глобальные перемены, происходящие в нашей стране в течение последнего десятилетия, направленные на развитие гражданского общества и правового государства требуют всестороннего развития личности гражданина.
Одной из важнейших задач современного российского гражданского образования является формирование таких базовых гражданских ценностей, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте: любовь и привязанность к Родине, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём родном крае, родном городе, приобщение к истории и миру культуры родного края. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине, месту, где человек родился.
Важность приобщения ребенка к культуре своего народа не вызывает сомнения, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Именно знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народностей.
И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому не случайно, что важным моментом в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста становится знакомство с духовным наследием русского и мордовского народов, которое отражено в традициях, обрядах, песнях, сказаниях, легендах.
В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, загадки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного народного творчества.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него воспитательное воздействие.
Знакомство с фольклорными формами развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о духовной культуре народа. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, потешки, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут использоваться детьми в играх и в организованной деятельности. Целью нашей работы является приобщение дошкольников к русской и мордовской народной культуре, воспитание их в национальных традициях. Сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Приоритетами в работе можно выделить следующее.
Развитие эмоциональной отзывчивости на произведениях народного творчества.
Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта национальных традиций.
Ожидаемые результаты проектной деятельности:
- разработка модели гражданско-патриотического воспитания дошкольников на основе приобщения к народной культуре;
- формирование базы методических разработок по гражданскому воспитанию дошкольников на основе приобщения дошкольников к русской и мордовской народной культуре;
- освоение педагогическими технологиями гражданско-патриотического образования посредством изучения фольклора и национальных традиций;
- формирование устойчивой мотивации родителей к поддержке традиций МДОУ;
- повышение уровня усвоения дошкольниками ценностей гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющих модель их жизненного поведения;
- приобретение дошкольниками социального опыта;
Критериями результативности можно считать:
- количественный охват субъектов образовательного процесса системой гражданского воспитания;
- возросшую мотивацию педагогов к использованию музейных форм в воспитательно-образовательном процессе;
- рост интереса дошкольников к истории и традициям родного края и его коренных народов.
Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомство детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками приобщает их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям. Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаем детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подводим детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставим перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.
Решая задачу по развитию фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, рассказываем сказки, побуждая детей к выразительности диалогов. Особую ценность в этом представляют импровизационные диалоги персонажей и монолог сказочника в играх драматизациях. Под впечатлением услышанной сказки возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка. Разыгрываем с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождается меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту. Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее героем, волшебником, развивает у ребят фантазию. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С. Лихачев, "мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Решая задачу воспитания у дошкольников патриотизма, интереса к прошлому нашего народа, в нашем детском саду мы возродили с детьми старшего забытые календарные праздники: Рождество (Святки), Масленицу, Васильковый день (Праздник полевых цветов), Петров день (Сенокос), и др. Дошкольники могут окунуться в культуру как русского, так и мордовского народа, увидеть сходство и различия в проведении этих праздников. При отборе фольклорного материала учитываются возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей знакомим с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями и обрядовыми песнями. В то же время слушание колыбельных песен перед дневным сном, погружает ребенка в мир поэзии, успокаивает. Особое внимание уделяется проблеме сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Знакомим родителей с различными видами народного творчества и методикой преподнесения ее детям. В творческой обстановке проходят дискуссии, вечера вопросов и ответов, организуются выставки рисунков и поделок. Особенно ценно то, что в этих мероприятиях участвуют дети, что, конечно, же, способствует их сближению с родителями. Первые знакомства с национальной культурой с детьми младшего дошкольного возраста начинаем с предметов быта, их названиями, способами действий с ними. В старших - подчеркиваем историческую преемственность с современными аналогами. Важно создать атмосферу национального быта, так как окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование этнокультуры.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.