Консультация для педагогов по теме: «Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»
Консультация для педагогов по теме: «Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»
У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением.
Появление длительной перспективы игры «говорит» о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Так как продолжительное пребывание ребёнка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов по теме: «Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»»
МА ДОУ «Детский сад № 203»
Консультация для педагогов по теме:
«Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте »
Воспитатель : Шайганова А.В.
город Пермь, 2015 г
Цель: актуализировать знания педагогов, по данному направлению работы.
Всем известно, что дошкольное детство – самый важный период становления личности. А основной вид деятельности дошкольного возраста – это игра, так как входе неё развиваются духовные и физические силы ребёнка, психологические аспекты (внимание, память, мышление, воображение), дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, естественный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Психологи А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин выделили шесть основных особенностей сюжетно-ролевых игр:
Соблюдение правил.
Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Нам взрослым сложно сделать то, что не нравится, а ребёнку это в сотни раз сложнее. И, к сожалению, просто так умение действовать по правилу у ребёнка не появляется. Поэтому важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли.
2. Социальный мотив.
Он закладывается в игре, так как это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус, т.е. пойти в школу и игровую деятельность заменить на учебную.
Эмоциональное развитие.
Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё не доступны. Игровые переживания всегда искренни. Ребёнок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удаётся ли спасти попавшего в аварию своего товарища.
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает морякам, мамам, водителям, космонавтам, он передаёт своё восхищение ими, мечту таким же. И при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.
Физиолог И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка и многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребёнка.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.
Развитие интеллекта дошкольника.
Развитие замысла связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов.
У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением.
Появление длительной перспективы игры «говорит» о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Так как продолжительное пребывание ребёнка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.
Развитие интеллекта и творчества.
Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают новый план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы.
Уже в конце третьего и на четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на 4 и 5 годах жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях – всё это помогает образованию общих представлений, облегчает ребёнку понимание связи между разными явлениями жизни.
Для осуществления замысла ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства.
Таким образом, чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.
6. Развитие речи.
В создании любого образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со всё возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.
Л.С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своём речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
В старшем дошкольном возрасте иногда целевые эпизоды игры создаются с помощью слова в так называемых режиссерских играх, где ребёнок передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку куклу.
А сейчас хотелось бы, остановится на уровнях развития сюжетно-ролевой игры их четыре:
Первый этап. Основным содержанием игры является действие с предметами. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты – бытовые. Действия детей однообразны. Ребята охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет – заместитель, который использовался в игре.
Второй этап. Основное содержание игры – действия с предметом. Эти действия развёртываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки или действия. Объединения кратковременны. Основные сюжеты – бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же – любимые. В игре уже могут объединяться 2-3 человека.
Третий этап. Основное содержание игры – также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнёрами по игре. Роли чётко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью. Логика и характер действий, и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
Четвёртый этап. Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых руг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.
В игре на этом этапе чётко выделяются подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление.
Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5-6 человек.
Таким образом, вышеперечисленные отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, также могут сосуществовать и смежные уровни.