ЛЕГО-конструирование является универсальной технологией, способствующей оказывать мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи через манипуляции с конструктором.
Конструирование тесно связано с игровой деятельностью. Играя с ЛЕГО, можно развивать разговорную речь ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация «В LEGO играем — речь развиваем»»
Консультация «В LEGO играем — речь развиваем»
ЛЕГО-конструирование является универсальной технологией, способствующей оказывать мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи через манипуляции с конструктором.
Конструирование тесно связано с игровой деятельностью. Играя с ЛЕГО, можно развивать разговорную речь ребенка.
Работу с конструктором и, в частности, игры я использую с различными целями:
- выявление речевых возможностей (диагностика);
- развитие речи в рамках определенных тем. Например, тема «Специальный транспорт» : идет отработка темы словаря, грамматических конструкций, работа над пересказом, рассказом, диалогом;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- развитие дыхания;
- постановка и отработка звуков в ходе игры;
- развитие представлений о цвете, форме, пространстве;
- развитие количественных представлений;
- подготовка к обучению грамоте;
- развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук;
- развитие просодической стороны речи;
- формирование пространственной ориентации.
Конструкторы LEGO имеют широкие возможности использования в коррекционном процессе. При проведении диагностики свободная конструктивно-игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между логопедом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности.
Работая по лексическим темам с помощью LEGO – конструктора, детям с тяжелыми нарушениями речи предоставляется возможность запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у детей-логопатов накопление словаря происходит через увиденное и осознанное ими. Например, работая с детьми над темой «Стройка» удивила меня своей результативностью. Дети создавали конструкции как на фантастические темы, так и на реальные сюжеты. Эмоциональная составляющая игры способствовала активизации диалогов в процессе конструирования.
Использование LEGO -технологии в коррекционно-образовательном процессе дает возможность работать над пересказом, рассказом, диалогом более эффективно. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образцу декораций из конструктора, помогает детям с заиканием лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным. При этом работа над связной речью ведется в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Я постаралась собрать и систематизировать дидактические игры по легоконструированию. Предлагаю их вашему вниманию.
1. Развитие лексической стороны речи.
Игры направлены на обогащение, расширение и активизацию словарного запаса детей.
При проведении работы по развитию лексики и связной речи Лего-конструирование предоставляет широкие возможности, в частности:
• конструирование предметов в рамках изучаемой темы («Мебель», «Транспорт», «Животные», «Рыбы» и т. д.)
• составление описательного рассказа о созданном предмете
• изучение названий частей предмета и т. д.
Наши картинки отправляются в путешествие на поезде. Надо рассадить их по вагонам. Только нельзя их смешивать между собой – в левом вагоне поедут домашние животные, а в правом – дикие.
Д/и «Паровоз»
Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор картинок с изображением предметов различных групп (например – домашние животные и дикие животные).
На первом этапе занятия педагог просит детей по образцу выложить с помощью элементов конструктора на своих плато «вагончики» :
Задача детей – разложить картинки согласно инс
Д/и «Один - много»
Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора таким образом, что на расстоянии друг от друга закреплен один элемент и группа из нескольких элементов. Один элемент обозначал единственное число, группа элементов – множественное число.
Педагог предлагает детям положить одну из картинок рядом с отдельным элементом и назвать слово в единственном числе. Затем эту картинку дети перекладывают к группе элементов и называют слово во множественном числе.
Д/и «Огромный, средний, маленький»
Каждому ребенку раздаются плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора в следующем порядке : 1-ая деталь – большая, 2-ая – средняя, 3-я – маленькая.
Педагог предлагает детям взять определенную картинку и, прикладывая ее к каждому элементу на плато назвать ее в соответствии с размером детали (например – «сумище – сумка – сумочка»).
Д/и «Кто больше знает»
Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.
Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт и построит заданных предметов. (мебель, транспорт и т. д.)
Д/и «Что за предмет?»
Цель: обучение называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка игрушку, собранную из лего, называет её и описывает.
Д/и «Угадай игрушку»
Цель: формирование у детей умения находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. Ход. На обозрение выставляются 3-4постройки из лего. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.