Просмотр содержимого документа
«Консультация учителя - логопеда для родителей "Автоматизация звуков - это легко и интересно!"»
Консультация учителя – логопеда
для родителей
«Автоматизация звуков –
этолегко и интересно!»
Многие родители, начиная заниматься с детьми исправлением звукопроизношения, часто сталкиваются с тем, что задания, как правило, однообразны и требуют многократного повторения.
Работа над звуком, от его постановления до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы при выполнении домашних заданий.
Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно, основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.
Предлагаем вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове, при условии, что этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесение его в слогах пройдет успешно.
1.Игры для закрепления заданного звука в словах
Загадки
Для этой игры потребуется 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, после чего ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную игрушку или картинку. Повторите игру несколько раз, а затем предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные «ошибки» повысят интерес малыша к игре.
«Чего не стало?»
Можно использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. Одну картинку (игрушку) убрать. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите несколько раз игру, меняясь ролями с ребенком.
«Что лишнее?»
Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (например, выбрать такие, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
Объединять картинки можно по-разному. Например: рысь – корова – ворона – жираф – ракета. Из данной серии последовательно можно убрать ракету, потому что она неживая, затем ворону – птица, потом корову – домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой (чем похожи, чем отличаются).
«Слова вокруг нас»
П опросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, взрослый специально допускает ошибки и дает ребенку возможность заметить ошибку и исправить ее. Затем усложняем игру – вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук «Р» (зебра, тигр, носорог, кенгуру)» или «Назови «зимнее» слово со звуком «С» (снег, снеговик, Снегурочка, санки).
В эту игру вы можете играть где угодно, используя свободную минуту: по пути в детский сад, в транспорте, в очереди, дома.
Постепенно ребенок начинает правильно произносит закрепляемый звук не только в словах, но во фразах.
2. Игры для закрепления звука во фразе (особенно нравятся детям)
«Веселые рифмовки»
Игра учит рифмовать слова. Сначала фразы будет придумывать ребенок с вашей помощью, а потом и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи:
На картинке у Кирилла
Три зубастых крокодила. Или Очень грустная горилла Или Кенгуру заговорила ….
«Найди ошибку»
Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ним стихотворные варианты нелепиц.
На бахче растут медузы.
В море плавают арбузы.
Расцвели на клумбе козы.
На лугу пасутся розы.
«Расскажи и покажи»
Предложите ребенку вместе с вами рассказать стихотворение, сопровождая текст выразительными движениями.
Не забывайте про основную цель ваших занятий – правильное произношение звука и контролируйте, напоминайте, исправляйте!
Умейте всегда вовремя остановить игру. Очень важно не переигрывать. Пусть ребенок останется сегодня с живым интересом к игре и завтра будет с острым желанием продолжитьее.