Просмотр содержимого документа
«Консультация "Творческий ребенок. Развиваем креативность с ранних лет"»
Творческий ребенок. Развиваем креативность с ранних лет
Сегодня сплошь и рядом звучат призывы к развитию креативности с детства. Практически все детские сады обращают особое внимание на формирование этой способности, предлагают разнообразные программы для детей, начиная с раннего возраста. При этом распространенным является мнение, что креативность позволит в будущем найти достойное место практически в любом деле. А какой родитель не хочет, чтобы его ребенок стал успешным и востребованным? Попробуем разобраться: что такое креативность, и какие преимущества ее развитие может дать ребенку. А также: с какого возраста, и каким образом ее лучше совершенствовать?
Внимание к данной способности в России значительно выросло, начинаясь 90-х годов, когда впервые заговорили о необходимости ее развития уже в дошкольном возрасте.
Креативность неразрывно связана с творчеством. Однако эти понятия не стоит употреблять в качестве синонимов. По мнению американского психолога Дж. Гилфорда, создателя модели структуры интеллекта, креативность представляет собой совокупность способностей, содействующих успешному творческому мышлению. Соответственно, ее развитие предполагает достаточный уровень не только воображения, но и логического мышления, внимания, а также речи. На современном этапе доказано, что креативность помогает находить нестандартные, творческие варианты решения любых проблем. И речь идет не только о профессиональной деятельности, но и о жизни в целом: стимулирование развития способностей откроет перед ребенком перспективы успешного преодоления трудностей в различных областях. Он будет воспринимать любую жизненную проблему или неурядицу всего лишь в качестве очередной задачи, которую необходимо решить, будет способен проанализировать ее условия и найти оптимальные ресурсы для достижения наилучшего результата. То есть польза от развития креативности куда шире успешности в выбранной профессии, но главное – вовремя и правильно сориентировать своего ребенка в нужном направлении. Ведь такие способности, хотя и свойственны всем нам от рождения, могут не получить развития из-за влияния стереотипов и стилей воспитания. Чтобы этого не произошло, недостаточно отдать ребенка на занятия по развитию креативности. Вам нужно будет измениться самим, настроиться на творческую волну и трансформироваться вместе со своим малышом.
Физиологические основы креативности
Поскольку она напрямую связана с творческой направленностью личности, то и физиологические основы деятельности такого рода сосредоточены в коре больших полушарий головного мозга. Успешность сложных мыслительных операций, которыми, несомненно, являются действия в рамках творческого мышления, связана с развитием лобных долей головного мозга. Однако в процессе мышления принимает участие вся кора. Соответственно, развитие креативности начинается с момента рождения и происходит на протяжении всего периода детства. Максимум проявления фантазии приходится на пяти–шестилетний возраст, в этот же период у ребенка начинают формироваться целенаправленное воображение, логическое мышление и элементы творчества.
Исследователи обнаружили, что со временем пик развития творческих способностей приходится на все более ранний возраст. Если в XIX в. это происходило в среднем в17 лет, то в 80-е годы XX в.– уже в восемь лет, а в 90-е – в пять–шесть лет. Логично предположить, что к текущему моменту этот пик достигается еще раньше – примерно к трем годам. Ведь специализация нейронов, их типизация в проекционных и ассоциативных областях коры начинается с двух с половиной – трех лет. Поэтому развитие креативности можно начинать уже в этом возрасте. Однако на первоначальном этапе все упражнения должны быть подкреплены зрительными образами и двигательными действиями.
Основные акценты развития креативности
Большинство творческих задач основано на противоречиях как проявлении несоответствия различных требований, предъявляющийся к чему-либо. Примеры противоречий:
знаю, что делать, но не знаю как;
за счет улучшения одного свойства предмета ухудшится другое его свойство;
принятие решения приведет к возникновению новой проблемы.
Дети нуждаются в стабильности, которая возможна только в рамках понятных для них ситуаций, и потому особенно чувствительны к подобным противоречиям, инстинктивно уходят от них. Одна из задач взрослого – научить ребенка не бояться противоречий, вызвать интерес к ним и уверенность в возможности разрешения любого. Кроме того, вам предстоит выработать у малыша умение анализировать все находящиеся в его распоряжении ресурсы и использовать для решения конкретной проблемы необходимые из этого арсенала.
Одной из технологий по развитию креативности является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), элементы которой используются в некоторых ДОО. Литературы в этом направлении достаточно, ваша задача – выбирать упражнения, соответствующие возрасту ребенка. Кстати, сейчас достаточно изобретательских задач, адаптированных к дошкольному возрасту, а развивающие центры предлагают целые программы, по развитию креативности начиная уже с двух лет.
Для совершенствования творческих способностей необходимо создать соответствующие условия:
физические (наличие материалов для творчества и возможности действовать с ними в любую минуту);
социально-эмоциональные (ощущение ребенком чувства внешней безопасности: его творческие проявления не должны получать какой-либо отрицательной реакции со стороны взрослых);
психологические (ощущение ребенком чувства внутренней безопасности: поддержка творческих начинаний со стороны взрослых, поощрение);
интеллектуальные (приемы действий с проблемными задачами, которые усваиваются в процессе решения последних).
К условиям можно отнести также сотрудничество со взрослыми в процессе творческой деятельности. А для этого родителям необходимо снизить собственную психологическую инерцию как устойчивую систему шаблонов и условных рефлексов. Ряд ученых утверждает, что креативность достигает пика к пяти годам (98–100%), к подростковому возрасту она снижается до 30%, к пятнадцати годам – до 12–15%, креативность взрослых редко превышает 5–7%. И одной из причин этого является как раз нарастающая психологическая инерция, т.е. наработанные годами шаблоны мышления и действий. Ее снижению поможет решение простейших, на первый взгляд, задач.
Советы педагогам
Можно начать с ежедневных дел:
сделайте воображаемую или реальную перестановку мебели в группе;
решайте различные задачи на сообразительность для взрослых. Большинство творческих заданий вы можете делать совместно с ребенком, дополняя его предложения, тем самым развиваясь и одновременно обогащая опыт малыша.
Подводя итоги, подчеркнем, что ваша главная задача – посредством творческих задач пробудить в ребенке интерес к новому, к познанию. Обязательно обращайте его внимание на чудеса, которые его окружают: как удивительно, что птицы летают, что распускаются цветы, что какой-то человек умеет то, чего не могут многие другие. И тогда сам ребенок будет просить вас придумать и вместе с ним решить разные проблемные задачи, стимулируя тем самым развитие креативности всех членов семьи. Наблюдая за происходящим вокруг, вы сможете ставить перед ребенком новые вопросы: почему могли покоситься столбы, почему в разных местах трава растет неодинаково и т.п. – и в процессе практики получать все больше вариантов ответов. Это будет развивать внимательность малыша, учить его работать с различными ресурсами и находить множество возможных решений проблемных ситуаций. Наша жизнь предлагает нам ценные и многообразные источники для ежедневного развития креативности. Пользуйтесь этой возможностью и удивляйтесь вместе с детьми.
Мы просмотрели много журналов, и как таковой информации о креативности нет. Есть информация, как развивать творческое мышление, решение нестандартных задач. Даже есть статьи, как развивающая среда влияет на развитие фантазии и воображения детей. Эту информацию вы можете найти в журналах, которые есть в кабинете дополнительных услуг. Так же в одном из журналов мы нашли информацию, что оказывается, за креативность в большей мере отвечает правое полушарие головного мозга.
Правое полушарие часто называют «творческим» или «интуитивным». Оно отвечает за обработку невербальной информации, распознавание образов, эмоции и пространственное мышление.
Основные функции правого полушария:
• Образное мышление. Правое полушарие помогает ребенку представлять объекты в пространстве, что важно для рисования, конструирования и даже чтения карт.
• Эмоциональный интеллект. Способность понимать свои и чужие эмоции, а также невербальные сигналы — это работа правого полушария. Оно помогает ребенку развивать эмпатию и социальные навыки.
• Творческое мышление. Когда ваш ребенок придумывает истории, рисует или находит необычные решения проблем — он активно использует правое полушарие.
• Музыкальные способности. Восприятие музыки, чувство ритма, способность различать тональности — все это также функции правого полушария.
Рисование двумя руками
Это упражнение не только развивает координацию, но и стимулирует творческое мышление.
Как организовать:
• Приготовьте большой лист бумаги и два карандаша или фломастера.
• Предложите ребенку нарисовать симметричный рисунок, используя обе руки одновременно.
• Начните с простых форм, например, круга или квадрата.
• Постепенно усложняйте задание, предлагая рисовать более сложные симметричные фигуры или даже целые картины.
Это занятие можно превратить в увлекательную игру, например, предложив ребенку нарисовать симметричную бабочку или фантастическое существо.
Спортивные игры с мячом
Игры с мячом отлично развивают координацию, глазомер и реакцию — все это способствует улучшению межполушарного взаимодействия.
«Теннис-запоминалка»
Это игра, которая сочетает физическую активность с тренировкой памяти.
Как играть:
• Встаньте напротив ребенка на расстоянии 2–3 метров.
• Бросайте друг другу мяч, называя при этом слова на определенную тему (например, фрукты).
• Нельзя повторять уже названные слова.
• Тот, кто не может вспомнить новое слово или роняет мяч, получает штрафное очко.
«Зеркало»
Эта игра развивает координацию и пространственное мышление.
Как играть:
• Встаньте напротив ребенка.
• Начните выполнять простые движения руками (например, поднимите правую руку, потом левую).
• Ребенок должен зеркально повторять ваши движения.
• Постепенно усложняйте движения, добавляя движения ногами или головой.
Помните, что развитие межполушарного взаимодействия — это не кратковременная задача, а длительный процесс, который продолжается на протяжении всего детства и юности. Ключ к успеху — регулярность и комплексный подход.