Консультация "Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?"
Консультация "Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?"
Жан-Жак Руссо, является основоположником идеи самоценности дошкольного детства. На сегодняшний день проблема согласования образования с ценностями дошкольного возраста довольно- таки широко обсуждается.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация "Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?"»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя «Детский сад № 131»
Консультация для студентов
«Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?»
Севастополь
2023 г.
САМОЦЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ: КАК ЭТО СОХРАНИТЬ?
«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов».
Жан-Жак Руссо
СЛАЙД 1
Жан-Жак Руссо, является основоположником идеи самоценности дошкольного детства. На сегодняшний день проблема согласования образования с ценностями дошкольного возраста довольно- таки широко обсуждается.
СЛАЙД 3
Существуют две точки зрения о роли дошкольного возраста на психическое развитие человека:
1)Одни, считают, что не имеет смысла предъявлять какие-либо требования к развитию ребенка в дошкольном возрасте, если оно в пределах нормы. Достижение ребенком возраста 6-7 лет автоматически приводит его к уровню школьной зрелости; Однако, далеко не всегда, ребенок, поступивший в школу обладает тем уровнем развития познавательных психических процессов, которые необходимы для успешного обучения.
2) Другие говорят о том, что ребенка следует готовить к школе, начиная как можно раньше. Что ценность дошкольного возраста состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, как можно большему успеть его научить. Другими словами - Дошкольное детство - это подготовка ребенка к школе.
Результаты сверхраннего обучения совсем маленьких детей (от 1,5 до 3 лет) впечатляют. Дети демонстрируют умение бегло читать, производить достаточно сложные вычисления и др. Правда, вопросы о том, насколько это необходимо таким маленьким детям, каких нервно-психических затрат им это стоит, оправданны ли они и что это даст им в будущем, по-прежнему остаются открытыми.
Каждый возрастной период имеет свою особую ценность, свой потенциал развития, свое значение.
Так, например, мышление дошкольника в процессе своего развития проходит такие стадии, как наглядно-действенное и наглядно-образное с элементами словесно-логического мышления. Если обучение ребенка 4-5 лет построить по типу школьного, которое опирается на словесно-логическое мышление, то наглядно-образное, период расцвета и становления которого приходится именно на этот возраст, не получает своего полного развития, вытесняясь логическим. В результате у этих детей уже при поступлении в школу обнаруживается низкий уровень развития наглядно-образного мышления, Что, например, в дальнейшем приводит к трудностям в усвоении пространственных представлений.
СЛАЙД 4
С другой стороны, несомненно, важная задача подготовки ребенка к школьному обучению активизировала интерес к самой проблеме развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
Пришло осознание того факта, что активная работа с ребенком-дошкольником значительно продвигает вперед его умственное и личностное развитие, расширяет его возможности в овладении определенных знаний и умений.
И наши педагоги активно используют это в своей профессиональной деятельности. В этом нам значительно помогают и интерактивные игры. С помощью интерактивных и мультимедийных средств, возможно моделировать различные ситуации из окружающей среды, составлять наглядные загадки на различные темы, знакомить детей с временами года, профессиями, жилищами животных, овощами и фруктами и т.д. Работу с интерактивными технологиями можно организовать в разных формах: индивидуальная форма предполагает самостоятельное решение ребенком
поставленных перед ним задач; для решения заданий в паре используется парная форма; при использовании групповой формы, детей делят н подгруппы; выполнение заданий одновременно всеми участниками.
Универсальным пособием является и коврограф В.В.Воскобовича, так как: способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение). Так же развивает математические, речевые, экологические предпосылки у детей дошкольного возраста.
Робототехника — одно из перспективнейших направлений в сфере интернет-технологий. Актуальность внедрения лего-конструирования и робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:
является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
В свете внедрения ФГОС актуально и внедрение игрового оборудования «Пертра», так как:
- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию образовательных областей ФГОС ДО;
- позволяет педагогу сочетать обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возрастав режиме игровой деятельности;
- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества у детей дошкольного возраста;
- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет детям дошкольного возраста возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
СЛАЙД 5
Существенный вклад в становление и развитие идеи о самоценности детства внес замечательный польский педагог, детский врач Януш Корчак (1990). Он подчеркивал самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей "настоящей" жизни: "Чем это сегодняребенка хуже, менее ценно, чем завтра?.. Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня. Ради завтра, которое ребенок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни". Корчак считал детство фундаментом жизни.
СЛАЙД 6
Активным защитником идеи самоценности дошкольного детства был и выдающийся психолог, Александр Владимирович Запорожец. Он считал, что главная задача образования, заключается не в сокращении детства, а в совершенствовании содержания, форм и методов обучения и воспитания, в амплификации развития, т.е. в обогащении содержания видов детской деятельности (игровой, трудовой и т.д.)
СЛАЙД 7
Идея самоценности дошкольного детства – впервые попала и в управленческий документ, где наполнена конкретным содержанием.
В Федеральном государственном образовательном стандартедошкольного образования, подчеркивается необходимость сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимания детства как периода жизни, значимого самого по себе; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период является периодом подготовки к следующему периоду.
Задачей ФГОС дошкольного образования является социализация и развитие ребенка, как субъекта деятельности. Ребенок «исследователь-партнер и сотрудник», а не «исполнитель».
Приоритетными формами организации образовательного процесса – являются игра и возрастосообразная деятельность. Ведущими становятся игровые ситуации, проблемные задачи и вопросы, проекты, экспериментирование и исследовательская деятельность детей и др.
Принципиально важно развитие у ребенка в дошкольном детстве познавательных интересов, воображения и фантазии, разнообразия способов познания мира.
СЛАЙД 8
Результаты освоения образовательной программы представленны в виде целевых ориентиров:
•любящий свою семью, принимающий ее ценности и традиции
•осознающий себя личностью, проявляющий заботу и внимание к окружающим
•умеющий организовать игровую деятельность самостоятельно и в группе
•мотивированный на исследовательскую и творческую деятельность, способный к самостоятельному поиску решений
•владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности, мотивированный к познанию
•осознающий и принимающий элементы гендерной идентичности
•осознающий и принимающий элементарные общественные нормы и правила поведения.
Таким образом, отношение к детству, как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребенка, его разностороннему и гармоническому развитию. А на этапе завершения дошкольного образования предполагает формирование у ребенка предпосылок к учебной деятельности.