Просмотр содержимого документа
«Консультация с молодыми педагогами «Точки соприкосновения педагога и родителя»»
Консультация с молодыми педагогами: «Точки соприкосновения педагога и родителя»
Цель: формирование коммуникативной компетентности молодых педагогов детского сада при взаимодействии с родителями воспитанников.
Задачи:
познакомить педагогов с основами психологии общения.
способствовать в преодолении трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, поиск способов для более эффективного общения.
познакомить педагогов с приёмами психологического айкидо и потренироваться на практике.
Оборудование: мяч; карточки с интонациями; карточки с ситуациями , разноцветные звездочки и звездное небо
Ход тренинга.
Вступительное слово педагога-психолога
Здравствуйте уважаемые коллеги! Рада вас всех видеть на нашей встрече. Предлагаю нам с вами сегодня поговорить о взаимодействии педагога с родителями. Но прежде, чем перейти к обсуждению данной темы я предлагаю нам поздороваться.
Упражнение «Здравствуйте»
Цель: создание позитивного эмоционального настроя.
Ход : предлагаю участникам передавать по кругу мяч и при этом приветствовать друг друга, но способы приветствия не должны повторяться (например: здравствуйте, доброго дня, привет и т.д.).
Мини-лекция «Эффективное общение в работе педагога с родителями» (15 мин)
Цель: знакомство с основами психологии.
Оборудование: карточки с интонациями
Ход: В работе педагога общение является важнейшим фактором профессионального успеха. Мы общаемся с администраций, коллегами, детьми и родителями. Не всегда это общение складывается так, как нам хотелось бы. Давайте, немного потренируется. Я назову вам фразу, а вы должны произнести ее с разной интонацией, а с какой интонацией вы будете её произносить вы выберете на карточке (психолог кладёт карточки перед участниками)
-«Для меня важны достижения вашего ребёнка».
Эту фразу нужно произнести с разной интонацией (педагоги вытягивают карточки и произносят фразу с выпавшей им интонацией). Как вы думаете, какая из интонаций наиболее приемлема в общение с родителями? (педагоги дают свои варианты ответов).
Сейчас мы говорили с вами про то, что лежит на поверхности, но у общения есть более глубокий уровень, который не всегда нами осознаётся. На этом уровни происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении: Я хороший – ты плохой (позиция сверху)
Я плохой – ты хороший (позиция снизу) Я хороший – ты хороший (позиция на равных)
1 позиция «Я хороший – ты плохой»– назидание, превосходство, т.е. процесс общения с родителями строится по принципу советов, как надо воспитывать ребёнка.
2 позиция «Я плохой – ты хороший»– заискивание, лебезит – внутреннее опасение, т.е. выходя на контакт с родителями из такой позиции педагог демонстрирует свою неуверенность и некомпетентность. 3 позиция «Я хороший – ты хороший» – принятие другого человека, общение на равных.
Как вы думаете, из какой позиции лучше вести разговор, где будет более эффективное общение?(ответы педагогов)
Но иногда встречаются конфликтные и даже агрессивные родители. Как строить общение с этими родителями? Для этого существует очень хорошая техника «Психологическое айкидо». Сейчас я расскажу о нескольких практических приемах, как противостоять агрессии и возмущениям родителей, и мы разыграем с вами ситуации.
4. «Психологическое айкидо»
Цель: познакомить педагогов с приёмами психологического айкидо и потренироваться на практике.
Оборудование:карточки с ситуациями
Метод «Строкусы»
Описание метода: суть этого метода в том, что если родители обвиняют вас в безответственности и не внимательности по отношению к ребёнку, то ваша задача принести свои извинения и пообещать быть более внимательными в дальнейшем. Ситуация: родитель говорит: «Я же просил Вас застегивать моему ребенку куртку на все пуговицы! Неужели это трудно? (от родителя идет недовольство, что выражается в повышенном тоне)».
Задача педагога, играющего роль педагога извинится, ведь его просьба была оставлена без внимания.
Варианты реагирования педагога:
Вариант 1. - извините меня, я просто забыла (пониженным, виноватым голосом)
Вариант 2. - прошу прощения, это недоразумение! Учту Вашу просьбу! (голос твердый и уверенный).
Метод «Отсрочка».
Описание метода: Этот метод позволяет воспитателю подготовиться к ответу, и, в тоже время, этот метод частично снимает тревогу у взволнованного родителя за своего ребенка. Воспитатель обещала беседу, а это значит, что ответ на свой вопрос родитель получит. Этот метод позволяет педагогу более внимательно наблюдать за ребенком, побеседовать с ним. Педагогу необходимо подготовится к беседе с родителем.
Ситуация: родитель говорит: «А почему мой ребенок в группе всегда играет один?
Примерный ответ педагога: «Не волнуйтесь! Предлагаю нам с Вами поговорим об этом. В среду Вам будет удобно? (голос мягкий, тон спокойный).»
Метод «Да - но».
Описание метода: решение любого конфликтного вопроса имеет ,как отрицательные, так и положительные моменты. Метод «да - но», позволяет рассмотреть разные варианты решения вопроса.
Ситуация: родитель говорит:«Почему мой ребенок приходит с прогулки с грязными штанами?
Примерный ответ педагога: «Я слышу Ваше возмущение, конечно очень неудобно, когда ребенка приходится забирать из сада с грязными штанами. При этом (НО), ребенок, познает мир, соприкасается с миром природы, изучает ее . Вы бы видели сколько радости было! (педагог положительно эмоционален, радуется за ребенка).
Метод «Зато…».
Описание метода: этот метод, как и предыдущий, имеет в своем проявлении отрицательные и положительные моменты и позволяет увидеть положительную сторону «проблемы».
Ситуация: родитель говорит: «Как ни приду, мой ребенок постоянно рисует, а не играет вместе с детьми! Почему?
Примерный ответ педагога: «Да, я слышу Вашу тревогу, что ребенок не играет с детьми, а рисует, зато он совершенствует навыки рисования, его работы получаются интересными и красивыми (тон воспитателя доброжелательный и спокойный)
5.Упражнение «Звездочки»
Цель: получение обратной связи.
Примерные вопросы
- Что легко, а что тяжело давалось вам сегодня?
-Назовите самые интересные упражнения. Какие открытия сделали вы для себя?
-Что нового узнали?
-Что заставило задуматься?
-Оцените свое участие в работе в выборе цветных звездочек и расположите их на нашем звездном небе.