Просмотр содержимого документа
«Консультация "Организация педагогического процесса по художественно-эстетическому направлению в ДОУ, в соответствии с ФГОС"»
«Организация педагогического процесса по художественно-эстетическому направлению в ДОУ, в соответствии с ФГОС»
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания». В.А.Сухомлинский.
С внедрением ФГОС дошкольного образования проблема художественно-эстетического развития дошкольниковособенно актуальна и одной из важнейших задач становится формирование творческой личности.
Ведь человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим потенциалом.
Педагогика определяет художественно-эстетическую деятельность – как деятельность специфическую для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
В соответствии с ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Развивая художественно-эстетические способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, мы закладываем основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.
При организации педагогического процесса педагоги ДОУ должны основываться на таких принципах проведения занятий, как наглядность, активность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, вариативность, систематичность и последовательность.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно - эстетическое развитие дошкольников, строится в трех направлениях:
• специально организованная деятельность;
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
• групповые и подгрупповые занятия,
• праздники,
• развлечения,
• тематические музыкальные вечера,
• недели творчества,
• дидактические игры,
• выставки рисунков и поделок,
• создание книг - самоделок и т. д.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей можно реализовывать по таким направлениям:
1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс.
2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы, оформление папок-передвижек, фотогазет о проведении культурно- значимых мероприятий.
3. Координация работы с другими учреждениями и организациями (посещение выставок, концертов, театральных постановок, участие в конкурсах детских творческих работ).
Таким образом, правильно организованная система работы по художественно - эстетическому воспитанию детей - создание условийдля эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса - позволит создать благоприятные условия для развития художественно - эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, - духовно богатую, всесторонне развитую, творческую личность.
При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться общими принципами, определенными ФГОС дошкольного образования:
- полифункциональности, открывающий перед детьми множество возможностей, обеспечивающий все составляющие образовательного процесса;
- трансформируемости, предоставляющий возможность изменений, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
- вариативности, позволяющий периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих художественно-эстетическую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
- насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
Требование к зоне изобразительного творчества
Соответствие уголков изодеятельности возрасту и требованиям ФГОС и СанПин.
Расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, мобильность.
Разнообразие дидактического материала в соответствие его возрастным особенностям, в том числе наличие материала инновационного характера: Народные игрушки (дымковская игрушка, филимоновская, богородская и т. д. в соответствии с возрастом, керамическая посуда выставляется в уголке в соответствии с планом), Шаблоны узоров (к дымковской, филимоновской и т. д.)
Карандаши (Цветные, простые, в отдельных подставках, коробках);
Линейки, трафареты;
Восковые мелки;
Фломастеры;
Бумага (белая и тонированная, разного формата и цвета);
Кисточки, гуашь, краски, баночки для воды;
Палитра (карта цветов);
Мольберт для рисования;
Обучающие книжки(поэтапное рисование и т. д.);
Предмет, который сейчас изучается на занятиях по изодеятельности, его графическое изображение;
Биографии известных художников и репродукции их картин;
Жанры живописи;
Рисунки на составление композиции (лес, речка и т. д.)
Дидактические игры по изобразительной деятельности;
Игровой персонаж;
Перспективный план с одаренными детьми по изодеятельности.
Для аппликации:
Картон (белый и цветной, односторонний и двусторонний);