kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация: "Наглядное моделирование в обучении грамоте дошкольников с нарушением речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технология используется для обучения грамоте детей с ОНР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация: "Наглядное моделирование в обучении грамоте дошкольников с нарушением речи".»

Наглядное моделирование в обучении грамоте дошкольников с нарушением речи



Необходимо признать, не у всех детей, поступивших в школу, одинаково быстро и легко формируются навыки чтения и письма. Письменная речь, в отличие от устной речи, формируется в условиях целенаправленного обучения. Дети с недостатками письма часто пишут так, что, не зная, что им было продиктовано, невозможно прочитать написанное.

Грамотное письмо, чётко и образно сформулированные мысли – показатель культурного уровня человека. Нередко абитуриенты, поступая в институт и сдав на положительные оценки физику, химию, математику, но, получив за сочинение по русскому языку «неудовлетворительно», вынуждены были изменить первоначальный выбор своей будущей профессии. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служили камнем преткновения в карьере людей, ломали их судьбу, причиняли массу отрицательных эмоций, тогда как грамотная письменная речь всегда являлась залогом успешного продвижения в жизни.

Чем раньше начать формирование правильной письменной речи, тем успешнее будет проходить социальная адаптация ребенка.

Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушение письма, как правило, сопровождается нарушениями чтения. Чтобы контролировать свое письмо, ребенок должен читать написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется написанным им или другим лицом текстом.

Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

Почему это происходит? Причин может быть много, но одна из важнейших – это недостаточное развитие фонематического восприятия. Учащихся с такими проблемами встречается много. Для успешной работы важно педагогам и родителям действовать последовательно, целеустремлённо, совместно ещё до школы.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А. Венгер, Н.И. Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х. Швачкин, Д.Б.Эльконин).

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции узнавания и различения фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Именно поэтому фонематический слух называют смысловым. Термином «фонематический слух» в логопедии принято обозначать следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ, фонематический синтез.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается ещё в раннем дошкольном возрасте с привлечения внимания ребёнка к звукам окружающего мира: машина проехала, собака лает, дождь капает и т.д. Ребёнок учится по голосу определять, кто его позвал. В старшем дошкольном возрасте ребёнок уже дифференцирует речевые звуки: сначала гласные звуки, далее – более сложные согласные звуки: сначала резко отличные друг от друга звуки (например [П] и [Д]). Затем, постепенно усложняя работу, переходят к более близким по звучанию звукам ( [С] и [С`], [З] и [Ж]). Таким образом, ребёнок учится воспринимать звуки, постигает строение слова: определяет местоположение звука в слове, считает звуки в слове. Дети должны осознать, что слова не только называют предметы, действия, качества, но и состоят из элементов – звуков речи.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при подготовке к обучению грамоте (у старших дошкольников), при обучении грамоте (в подготовительной группе) необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В.Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).

Одним из эффективных способов формирования фонематического восприятия, а также подготовки к успешному овладению письменной речью является использованием моделирования при анализе и синтезе языковых элементов.

Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование состоит из следующих этапов:

- усвоение и анализ сенсорного материала;

- перевод его на знаково-символический язык;

- работа с моделью.

Ещё до школы, в детском саду, в частности, в логопедических группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, ведётся работа по подготовке детей к усвоению грамоты. Дети знакомятся с элементами языка, со структурой звучащего слова. Схемы и модели различных структур (предложения, слова, слоги, звуки) постепенно приучают детей к наблюдениям за языком. Они наглядно показывают детям, что предложение членится на слова, слова – на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребёнку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребёнка.

При использовании схем предложений, где слова обозначаются полосками бумаги, схемы слогов (обозначаются закруглёнными скобочками), моделей звуков, в виде квадратиков разного цвета (гласные – красные, твёрдые согласные – синие, мягкие согласные – зелёные, глухие и звонкие согласные звуки обозначаются колокольчиками – чистым и зачёркнутым), меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращённую к ним речь, но и видеть её элементы. На более ранних этапах изучения состава слова, при знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [А] обозначается большим кружочком красного цвета, потому что при произнесении этого звука рот открывается широко; звук [У] обозначается маленьким красным кружочком, потому что в момент произнесения этого звука губы вытягиваются в трубочку; звуку [О] необходим красный значок овальной формы. Важно, что необходимую звуковую модель дети выбирают самостоятельно (из предложенного набора фигур красного цвета), подробно проанализировав предварительно заданный звук по акустическому и артикуляционному признакам.

Использование наглядного материала в виде схем – моделей целесообразно на всех этапах по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове.

Схема помогает запомнить составляющие элементы предложения, слова, слогов; закрепляются представления ребёнка о целом и его частях. Ребёнок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.



Работа по развитию фонематического восприятия тесно связана с ознакомлением с символами, которыми обозначаются звуки на письме – буквами. Это возможно лишь тогда, когда дети будут чётко понимать: главное отличие звука от буквы – это то, что звуки мы слышим и говорим, а буквы – видим и пишем. Детям бывает трудно запомнить облик той или иной буквы. Чтобы усвоить новую букву, полезно её лепить из пластилина, строить из спичек, счётных палочек, бус, цепочек, писать буквы на доске мокрым пальцем. Дети с удовольствием моделируют буквы с помощью крупы, бобовых.

Создание проблемных ситуаций также способствует усвоению детьми облика букв: например, детям предлагается выбрать, какой материал подойдёт для написания буквы О – спички или шнурок. Выбирая подходящий материал, дети обосновывают свой выбор, тем самым, усваивая очертания заданной буквы. Большой интерес вызывает у детей проблемная ситуация по моделированию буквы с помощью сразу двух материалов (например, с помощью шнурка и карандаша нужно «написать» буквы Б или Ы). На занятиях дети воспроизводят недописанные буквы, узнают «зашумлённые» буквы и т.д. Эти приёмы помогают избежать в школе проблем при овладении письменной речью, делают занятия не только развивающими, но и увлекательными.

Использование знаково-символической деятельности на занятиях с детьми помогает им овладеть звуко - буквенным анализом, создаёт предпосылки для развития фонематического восприятия, что является профилактикой трудностей будущего школьника в овладении письменной речью.



Список литературы:



1. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов.// Журнал «Логопедия». – 2003. - № 1-2. – С.28-30.

2. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи.// Журнал «Логопед в детском саду». – 2007. - № 4 (19). – С.51-54.

3. Стужук Ю.О., Лагутина С.А. Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.// Научно-методический журнал «Логопед». – 2008. - № 1. – С.79-84.

4. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.// Сборник материалов «Логопед» для ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2005.-80с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).- С.7-12.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Малясова Елена Александровна

Дата: 24.09.2018

Номер свидетельства: 478689

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) "
    ["seo_title"] => string(76) "obrazovatiel-naia-proghramma-kruzhka-abvgdieika-starshii-doshkol-nyi-vozrast"
    ["file_id"] => string(6) "139193"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417678444"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства